Страна

Студентов

Древняя Спарта

Как Оформить Диплом , Диплом Невесты , Демократия Реферат , Диссертация По Юриспруденции , Древняя Греция Реферат

Содержание


Введение

. Организация государственной власти в Спарте после «Ликургова законодательства». Герусия и басилеи. Народное собрание. Эфорат.

. Виды брака и регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману.

Казус №1

Казус №2

Заключение

Список литературы


Введение


Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны «община равных», внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Как сложились такое общество? Что легло в основу институтов его власти? Все же самый интересный вопрос - каким образом сохранив во многом пережитки родоплеменной организации в управлении государством и архаичные черты общественной жизни, в Спарте сложилось сильное рабовладельческое государство, занимавшее значительную территорию и державшее в подчинении население, во много раз превосходившее по своей численности «общину равных».

Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать

(подавлять восстания илотов или завоевывать новые территории), создавшее уникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство, сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития. Спартанская знать сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельные владения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла свои клеры и являлась только формально гражданами полиса.

Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой за власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе начались смуты, окончившиеся передачей его под контроль Рима.

К сожалению, по истории древней Спарты очень мало источников. В

Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства, приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты и т.д. Только стихи на военно - патриотические темы, дошедшие в отрывках до нашего времени, получили популярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории Древней Спарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура в Лаконике была бедна.

Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.

Геродот (484 - 425 гг. до н.э.) описал в «Истории в 9-ти книгах», главной темой которой были греко-персидские войны, политический и общественные строй Спарты уже со спартанскими институтами власти и «общины равных». Фукидид (460 - 395 гг. до н.э.), автор «Истории», посвященной Пелопонесского войне, упоминает о завоевании полуострова дорийцами и приводит сведения о военной организации спартиатов. Ксенофонт ( 430 - 355 гг. до н.э.) в «Лакедемонской политии» описал государственный аппарат Древней Спарты, реформы Ликурга, воспитание детей и военной дело спартиатов. Его труд наиболее ценен при изучении истории Древней Спарты. Плутарх (46 - 126 гг. н.э.) в «Сравнительных жизнеописаниях» знаменитых греков и римлян приводит биографию полумифического спартанского царя Ликурга и описывает его реформы, сыгравшие важную роль в социально- экономической жизни Спарты.

Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин и Спарты - демократической и олигархической государственной системы - спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.

Главными источниками сведений о праве, законах, юриспруденции Древней Индии являются религиозно-нормативные сборники Артхашастра, законы Ману (II в. до н. э.), авторство которых легенда приписывает прародителю людей.

По легенде, всевышний бог Брахма послал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Этот рассказ содержится в Махабхарате. Следовательно, Ману имеет божественное происхождение. Законы Ману - это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций.

По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В законах Ману неоднократно повторяется мысль, что его первейшая обязанность - охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. В законах Ману нет указаний о праве царя издавать законы, что весьма показательно. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя.

Цель работы - описать организацию государственной власти в Спарте после «Ликургова законодательства» и проанализировать виды брака и брачно-семейные отношения по законам Ману.


1.Организация государственной власти в Спарте после «Ликургова законодательства». Герусия и басилеи. Народное собрание. Эфорат


Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей и удержать в повиновении покоренные массы. Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в тоже время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

Государственными институтами Спарты являлись: апелла - собрание граждан полиса, герусия - совет старейшин, эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц, два архагета - царя.

Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.

Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись «верховными главнокомандующими» армией и исполняли жреческие функции. «Басилей» в Спарте - один из титулов царей. Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вместе с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [на пир], то им подают все кушания в двойном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду.

После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги царю или обещания.

В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам.

«Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов... каждый имел 2 голоса».

В герусии цари председательствовали. «Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям... после них - старцами - геронтам...»

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, им полагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины.

Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным.

Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

После окончания войны власть царей ограничивалась жреческими функциями и еще несколькими обязанностями.

Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората и соправление царей доказывают, что институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военной демократии.

Во избежание установления тирании царей в Спарте, одной из задач эфората и геронтов было поддержание постоянной вражды между царями, в то время как наиболее важные решения были действительны только при одобрении их обоими царями.

Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политические права были сильно урезаны. Это обстоятельство позволило приспособить институт царской власти к нуждам крупного рабовладельческого государства, основанного на эксплуатации завоеванного населения, а следовательно, нуждающегося в наличии сплоченной армии, с одной стороны, а с другой - заинтересованного в сохранении равенства среди граждан, что невозможно при полной монархии.

В связи с этим герусии и эфорату передавалась часть тех политических прав, которых были лишены цари.

Герусия - совет старейшин. Традиция приписывает создание этого органа управления реформатору Ликургу. Якобы «... первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он поставил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будет признан самым доблестным ...»

В герусии, кроме двух председательствующих царей, входили 28 старейшин. Геронты выбирались пожизненно на народном собрании. Причем учет голосов велся весьма условно «...спартанцы выносят решение, голосуя криком, а не камешками...»

При том, что силу крика, а значит и победу претендента, оценивали особые выборные, находившиеся в момент голосования в закрытом помещении, итоги голосования были неточны и субъективны.

Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Её решения касались и внешней и внутренней политики Спарты.

Позже государственный суд по уголовным делам и государственным преступлениям.

Таким образом, разделив полномочия с эфоратом, древний родоплеменной орган - совет старейшин приспособился к новым условиям рабовладельческого государства.

Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов.

Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие- либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенным им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает на большую древность существования апеллы. Если большинство спартиатов высказывало против предложенного герусией постановления, то герусия имела право, во второй ретре, распустить собрание. Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.

Подобное положение апеллы позволило ей просуществовать в условиях рабовладельческого государства долгое время, хотя в сущности она являлась архаизмом. Сохранение столь древнего органа, создавало видимость демократии и позволяло сплотить спартиатов.

Эфорат - должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов. Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и их влияния на государственные дела.

Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они не видели звезду, падающую в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению, как не соблюдающий данной им клятвы.

Вторая Мессенская война, сопровождающаяся порабощением всего свободного населения долин, привело к усилению эфората.

Важной функцией эфоров стал полицейский надзор за охраной установленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан из герусии эфорам. «В руках эфоров, ... находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам...»

Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имели право вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли судить царей.

Эфорат контролировал «... все магистратуры государства. Но... сам способ, которым должен осуществляться указанный контроль эфоров над геронтами...не исправлен».

Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров.

Эфоры же имели право удалять из Спарты иноземцев. В их руки перешло и право контроля за распределением военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.

Особенно важным были функции эфоров по контролю за илотами и периэками. Именно они устанавливали время начала криптий. Над периэками они получали право уголовного суда.

Имея право немедленно наказывать любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными

«... казалось, эфорат был учрежден в интересах народа, на самом же деле он послужил к усилению влияния знати».

Таким образом, коллегия эфоров стала постепенно самым влиятельным государственным органом.

В итоге, описав все органы управления древней Спарты, представлявших как упоминалось вначале главы, олигархический, монархический и демократический политические режимы, можно заключить, что реальная власть была сосредоточена в руках эфоров.

Так, в управлении государством принимали участие цари и герусия - два аристократических института власти. Но по причине уравновешивания друг друга, все три института власти создавали особый, присущий Спарте, тип управления - олигархическую республику.


2.Виды брака и регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману

государственный спарта власть законодательство

Законы Ману - это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций. По форме законы Ману являются сборником священных текстов.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Существовало 8 видов брака, из них четыре - благодетельных, поскольку они соответствовали дхарме (долг, созидательный принцип), четыре - неблагодетельных. Союз, основанный на сексуальном влечении (любви в современном понимании) назывался гандхарва и считался неблагодетельным. Особо осуждались браки пайшача и асура. Пайшача - овладение тайком спящей, опьяненной или безумной. Асура - продажа женщин. Еще один неблагодетельный вид брака - ракшаса - похищение невесты. Это разрешалось только кшатриям.

Муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей от другого сожителя, если в семье не было детей (XI, 167). Женщины рассматривались как наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправной. Оскорбление матери каралось штрафом (VIII, 275). В законах Ману женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель (гуру) и отец. Она - хранительница очага, воплощение богини земли (II, 225). Мораль призывает почитать мать (II, 223), ей нельзя причинить вред (IV, 162), с ней нельзя ссориться (IV, 180), под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии (VIII, 389). Несомненно, эти статьи-реликты матриархата.

С другой стороны, развитие классового общества, частной собственности ухудшило положение женщины. «В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, а после его смерти - под властью сыновей». Пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью (V, 148).

Нормы законов подробно расписали жизненный путь женщины. Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей, цель его - выполнение религиозного долга, деторождение, продолжение рода и, наконец, сексуальное наслаждение.

Брачный возраст для мужчины - не моложе 20 лет, девушек -12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение не всегда принималась во внимание.

Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосочетания будущие супруги жили у своих родителей и часто вообще не видели друг друга. После обряда бракосочетания новобрачные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу.

Обычаи других каст и религиозных сект содержали иные правила брачного обряда: без выкупа, без религиозных церемоний, разрешалось взимание калыма с жениха, умыкание невесты, обольщение девушки, пребывающей в сонном состоянии, умалишенной или пьяной. Последние обычаи вряд ли следует считать браком, скорее, они представляют разновидность сожительства (неблагодетельные браки). Обычай осуждал женитьбу мужчин высокой варны на женщине из низшей.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей (V, 149). Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти (V, 151). Здесь имеется в виду акт самосожжения вдовы. Жене надлежит быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо начищенную утварь и экономной в расходах (V, 150). Даже злой, распутный муж, лишенный добродетелей, должен почитаться женой, как бог.

Добропорядочный муж должен ценить жену, своего наилучшего друга, доставлять ей радость, удовольствие. Ее нельзя бить. «Боги не любят тех, кто бьет жену». Во многих источниках мужу рекомендовано обращаться с женщиной нежно, хорошо содержать ее, заботиться о ней, окружать ее роскошью, дарить драгоценности. Отношение к женщине в этических нормах и законах двойственное. Она была одновременно богиней и рабой, святой и блудницей. Законы Древней Индии в своем большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного субъекта прав, на которой одни только обязанности перед мужем. Жена - безропотная служанка. В случае бездетности супруги муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены переходило к ее супругу.

Закон подразделял собственность женщины на шесть разрядов: имущество, данное при помолвке, сговоре, при свадебном шествии, данное в знак любви, а также полученное от брата матери и отца (IX, 194). Женщина могла распоряжаться только отдельными видами своей собственности. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству (IX, 80). Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию. «Ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить» (IX, 74). Женщина не могла вторично выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потребу собакам (VIII, 37).

Горькая судьба ожидала вдову. В лучшем случае она могла по левирату стать женой деверя, брата мужа (IX, 69). Ей предписана аскетическая жизнь: питаться раз в день кореньями, плодами, цветами (V, 157). Она до смерти должна быть терпеливой, чистой, целомудренной, ей нельзя произносить имя мужчины (кроме мужа) (V, 158). Вдове не разрешалось есть соль, мясо, носить украшения, яркую одежду, пользоваться косметикой. В средние века ей брили голову. Удел вдовы - поминальные обряды, молитвы. Родные и близкие тяготились ее присутствием, она могла навлечь несчастье на родственников (кроме детей), вдове не разрешалось посещать семейные праздники. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вдовы часто всходили на погребальный костер своего мужа, совершали обряд «сати»- страшный акт самосожжения.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными.


Казус №1


Живущий в доме приемного отца и усыновленный им вайшья, узнав о смерти своего родного отца, обратился к судье с тем, чтобы тот присудил ему долю наследства. Каким будет решение суда?

По законам Ману глава IX ст.142. Усыновленный сын не может никогда брать [прежнее] родовое имя и собственность своего действительного родителя. Согласно этой статье усыновленный вайшья не получит наследство после смерти родного отца.

Казус №2


После смерти отца, который принадлежал к варне кшатриев, его сын, чьей матерью была шудрянка, обратился к судье, чтобы ему выделили долю наследства. Каким будет решение суда?

По законам Ману глава IX ст. 155. Сын щудрянки от брахмана, кшатрия или вайщия не получает наследства; его имуществом будет то, что даст его отец. Таким образом, суд откажет в просьбе выделить наследство.

Заключение


В результате изучения доступных источников и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты: важную социально - экономическую роль в истории Спарты сыграли реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы. Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться «общине равных», силы каждого гражданина которой были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился. Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов.

Право Индии самобытно и по-своему уникально. Отдельные нормы древнего права сохранились в Индии до наших дней. Все известные нам древние источники права Индии представляют собой запись правил поведения человека - дхармы. В это понятие древние индусы вкладывали порой гораздо большее значение, чем просто «закон». Выполнение дхармы обеспечивалось не только юридическими санкциями, но и религиозными, моральными. Человек, послушный дхарме, заслуживал похвалы, радости в земной и загробной жизни. Дхарма являлась общеобязательной для всех, но имелись нормы поведения для сословий, варн и даже для каждого периода жизни человека.

Законы Ману уникальны. Они охватывают практически все сферы жизни индийского общества. И хотя понятие драхма намного шире, чем закон, они сыграли огромную роль в жизни общества и в законотворчестве.

Список литературы


1.Геродот История в 9-ти книгах - М: Наука, 1999.

.Ксенофонт Лакедемонская полития // Хрестоматия по истории древнего мира. Саратов, 1989.

.Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Т.2. Москва: АН СССР, 1985.

.Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. - М: Мысль, 1989.

.Хрестоматия по истории древнего Китая и Индии / под ред. Бусыгина В.П. - М.: Наука, 1987.