Страна

Студентов

Особенности таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи

Красный Диплом Требования , Финансовый Контроль Курсовая

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет»


Кафедра правового и таможенного регулирования на транспорте








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Декларирование товаров и транспортных средств»

на тему «Особенности таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи»





Выполнила: К.Н. Сухачева, студентка 4-го

Преподаватель: Е.С. Ерополова






Москва2014


ОГЛАВЛЕНИе


Введение

Глава 1. Гуманитарная Помощь и ее перемещение через таможенную границу Таможенного союза

1.1 Гуманитарная помощь: понятие и финансово-правовая сущность

1.2 Регулирование гуманитарной помощи в нормативно правовых актах Таможенного Союза

Глава 2. Организационно-правовое обеспечение оказания гуманитарнойпомощи и ее перемещения через таможенную границу Таможенного союза

2.1 Механизм оказания гуманитарной помощи: этапы осуществления и оформления

2.2 Отличительные особенности в порядках оказания гуманитарной помощи, действующих на территориях стран-участниц ТС

Глава 3. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства в области оказания гуманитарной помощи

3.1 Проблемы совершенствования законодательства в области оказания

гуманитарной помощи

3.2 Основные направления совершенствования законодательства в области оказания гуманитарной помощи

Заключение

Список использованных источников



Введение


Актуальность темы исследования. Повышение значимости процесса оказания гуманитарной помощи обусловлено ежегодным увеличением различного рода чрезвычайных ситуаций, в частности стихийных бедствий, военных действий, техногенных катастроф. Так, анализ динамики чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в 2010 - 2013 гг., свидетельствует о тенденции к росту техногенных, природных и биолого-социальных бедствий. Подобного рода события сопряжены, в том числе, с экономическим ущербом, наносимым как государству, так и его гражданам. При наступлении указанных событий первоочередной задачей становится обеспечение прав человека и гражданина, провозглашенных Конституцией РФ, международными нормативно-правовыми актами, в частности права на жизнь, права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эффективность оказания гуманитарного содействия напрямую зависит от четкости правовой регламентации действий, осуществляемых его участниками.

Оказание гуманитарной помощи опосредовано реализацией потребности лиц, нуждающихся в данном содействии. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются расходы, связанные с затратами на гуманитарную помощь. В целях обеспечения притока гуманитарной помощи в законодательстве РФ закреплены нормы, обеспечивающие освобождение от уплаты налогов и таможенных платежей для лиц, ее получающих.

Однако в случае нецелевого использования гуманитарной помощи затрудняется достижение публичных (государственных) целей в финансовой сфере, выражающихся в формировании доходной части бюджетной системы.

Оказание гуманитарной помощи сопряжено с процессом перемещения через границу Таможенного союза товаров, к ней относящихся. В целях реализации принципа оперативности и срочности поставок, а также во избежание проблем в правоприменительной практике в процессе оказания гуманитарной помощи в странах-участницах Таможенного союза требуется обеспечение единообразия таможенного регулирования.

Детальное исследование особенностей перемещения гуманитарной помощи через границу Таможенного союза направлено на упрощение порядка предоставления льгот, а также обеспечение минимизации рисков, связанных с их нецелевым использованием.

Степень научной разработанности темы. До настоящего времени выявлению особенностей регулирования отношений, складывающихся при перемещении гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза, в науке финансового права достаточного внимания не уделялось.

Изучению вопроса регулирования отношений в области таможенного дела освещены в трудах К. А. Бекяшева, О. В. Гречкиной, Н. И. Землянской, А. Г. Колчеданцева, А. М. Лушниковой, И. В. Мильшиной, Е. Г. Моисеева, Н. А. Назаренко, Н. А. Погодиной, И. В. Тимошенко.

Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся при оказании гуманитарной помощи в области таможенного дела.

Предметом исследования выступает процесс перемещения через таможенную границу Таможенного союза гуманитарной помощи.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение основ регулирования оказания гуманитарной помощи путем ее перемещения через таможенную границу Таможенного союза и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

а) установить правовую природу гуманитарной помощи в области таможенного дела;

б) раскрыть содержание финансово-правового механизма оказания гуманитарной помощи;

в) выявить специфику отношений, возникающих в процессе оказания гуманитарной помощи в области таможенного дела;

г) обосновать предложения, направленные на совершенствование таможенного законодательства в области оказания гуманитарной помощи.

Методология исследования определяется применением комплекса общенаучных и частно-научных методов познания, базирующихся на категориях и принципах материалистической диалектики.

Нормативная правовая основа исследования составили: Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, федеральные законы: «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в обозначенной сфере.

Теоретическая основа исследования. При проведении исследования были использованы труды ученых в области вопросов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, весьма существенными оказались выводы исследователей в сфере таможенного права: О. Ю. Бакаевой, Б. Н. Габричидзе, В. Г. Драганова, А. Н. Козырина, Г. В. Матвиенко и др.

Эмпирической базой исследования послужили результаты изучения правоприменительной практики, в том числе актов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, а также официальные статистические данные и отчеты Федеральной налоговой службы России, Федеральной таможенной службы России, Счетной палаты РФ и др.

Глава 1. Гуманитарная помощь и ее перемещение через таможенную границу таможенного союза


1.1 Гуманитарная помощь: понятие и финансово-правовая сущность


Исследование особенностей регулирования отношений в области оказания гуманитарной помощи при ее перемещении через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС) следует начать с содержания понятия «гуманитарная помощь».

В настоящее время вопросу оказания гуманитарной помощи уделяется повышенное внимание в связи с ежегодным ростом чрезвычайных ситуаций, порождаемых не только природными катаклизмами и развитием научно-технического прогресса, но и теми глобализационными процессами, которые связаны с деятельностью мирового сообщества в целом.

При наступлении такого рода ситуаций государство подчас не в состоянии оперативно среагировать на них, преодолеть масштабы бедствий, своевременно оказать пострадавшим необходимую помощь. В этих случаях действенным инструментом становится помощь, оказываемая другими государствами, международными организациями, гражданами и их объединениями. Традиционно она именуется гуманитарной помощью.

Термин «гуманитарный» (от лат. «humanitas») обозначает человеческую природу, обращенную к человеческой личности, к правам и интересам. В толковом словаре В.И. Даля слово «помощь» определяется как «самое дело, пособие, подспорье, подмога». В трактовке С.И. Ожегова помощь - это «содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение».

Толкование понятия «гуманитарная помощь» содержится и в словаре иностранных слов, где обозначается как «безвозмездная материальная помощь нуждающемуся населению (например, пострадавшим от стихийных бедствий, военных действий) по линии правительственных или неправительственных организаций, частных лиц». Таким образом, в словарях рассматриваемая дефиниция отождествляется с содействием, поддержкой, безвозмездно направленными в отношении тех, кто в этом нуждается.

На сегодняшний день в науке не сложилось четкого и однозначного понятия «гуманитарная помощь». Так, в иностранной литературе термин толковался как деятельность, направленная на помощь жертвам конфликтов, вооруженного вмешательства. Такая деятельность может осуществляться в целях восстановления демократии, снабжения товарами и материалами, необходимыми при проведении операций по оказанию гуманитарного содействия во время стихийных бедствий (эпидемии, голода, землетрясения, наводнения, торнадо, тайфуна, циклона, лавины, урагана, извержения вулкана, засухи и пожара). Роханом Дж. Хардслом и Адрианом Т.Л. Чуа гуманитарная помощь определяется как поставка продуктов и материалов, необходимых для предотвращения и облегчения страданий человека. По их мнению, названных исследователей, данное понятие не включает в себя поставку оружия, систем вооружения, боеприпасов и другого оборудования, которые могут быть использованы для нанесения ранений или убийства. В качестве целей гуманитарной помощи отмечены не только снабжение пострадавших товарами первой необходимости, но и возобновление демократических и миротворческих общественных начал. При этом отмечается двойственная природа гуманитарной помощи. С одной стороны, ее оказание связывают с удовлетворением основных потребностей пострадавших, реабилитацией зоны конфликта, борьбой с бедностью, а также обеспечением доступа к глобальным общественным благам. С другой стороны, данное содействие может быть направлено на защиту внешне политических и экономических интересов государства-донора, что позволяет в дальнейшем с учетом исторически сложившихся связей заручиться поддержкой пострадавшей стороны.

Большая Российская энциклопедия раскрывает гуманитарную помощь как «совокупность гуманитарных действий одного или нескольких государств, межправительственных или неправительственных организаций, направленную на обеспечение необходимой помощи жертвам гуманитарных катастроф, природных бедствий, голода вооруженных конфликтов или любой другой чрезвычайной ситуации». В данном определении перечислены субъекты, предоставляющие и получающие данную помощь, а также условия, при которых она оказывается. Однако не отмечено, какие действия могут относиться к гуманитарным, и что понимается под «помощью жертвам». Представляется, что, выделяя в качестве гуманитарной помощи совокупность действий, автор подразумевает оказание услуг пострадавшим. Кроме того, не обращается внимания на один из ключевых признаков гуманитарной помощи ее безвозмездность.

Традиционно в процесс оказания гуманитарной помощи вовлечена и такая международная организация, как Красный Крест, имеющая представителей практически во всех государствах. Представитель Российского Красного Креста Л.В. Чибисенкова определяет гуманитарную помощь как оказываемую для цели обеспечения нормальных условий жизнедеятельности пострадавшего населения; она включает первую помощь, предоставление крова, продуктовой поддержки, предметов первой необходимости, чистой воды и санитарных условий.


.2 Регулирование гуманитарной помощи в нормативно правовых актах Таможенного Союза


Достаточно широкое распространение понятия «гуманитарная помощь» обусловило необходимость его нормативного закрепления. Учитывая трансграничный характер данного вида услуг, оно встречается в правовых актах различного уровня. Так, в нормах международного права понятие «гуманитарная помощь» встречается в первую очередь в резолюциях Совета Безопасности ООН (№ 7672, 8193, 8361), но без дополнительных к нему разъяснений. В отдельных документах также упоминаются термины, обозначающие гуманитарную помощь: операции по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи, гуманитарные усилия, оказание гуманитарной помощи. При этом представляется не совсем корректным использование в международном праве термина «чрезвычайная гуманитарная помощь», поскольку гуманитарная помощь априори характеризуется срочными, чрезвычайными условиями.

В положениях Таможенного кодекса Таможенного союза гуманитарная помощь относится к числу особых товаров, в отношении которых таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке. Законодатель наделяет данные товары статусом условно выпущенных, что означает освобождение от уплаты таможенных платежей при их целевом использовании. При этом определение гуманитарной помощи в ТК ТС не содержится.

Понятие «гуманитарная помощь» употребляется в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Определяющим в данном вопросе является Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (с изм. от 24 ноября 2008 г.) (далее - Федеральный закон о безвозмездной помощи). В ст. 1 указанного Закона гуманитарная помощь определяется как вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия). Следует обратить особое внимание на тот факт, что в данном нормативно-правовом акте гуманитарная помощь представлена как вид безвозмездной помощи и соотносится с ней как часть и целое.

В Федеральном законе содержится понятие «безвозмездная помощь» (содействие), которая определяется как средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

В круге подзаконных нормативных актов определение гуманитарной помощи содержится в постановлении Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» (с изм. от 29 декабря 2008 г.) (далее - Порядок). В нем регламентируется порядок оказания гуманитарной помощи (содействия), включая ее получение, выдачу удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров и услуг к гуманитарной помощи (содействию), таможенные операции, учет, хранение, распределение, а также порядок распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной помощи (содействия) легковыми автомобилями на территории Российской Федерации.

Дублирует данное понятие действующий до настоящего времени Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 25 мая 2000 г. № 429 «Об утверждении инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия)» (с изм. от 17 февраля 2004 г.), где отмечается потенциальное содержание гуманитарной помощи: продовольствие, изделия медицинского назначения и лекарственные средства.

Термин «гуманитарная помощь» содержится в п.1 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 28 декабря 2013 г.), где определяется как «поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий».

Несмотря на некоторые различия в определениях, важными характеристиками гуманитарной помощи являются ее безвозмездность и направленность на улучшение условий жизни и быта населения.

Зачастую гуманитарная помощь оказывается при содействии других государств, что обусловливает необходимость ее перемещения через таможенную границу. Логично, что ввозиться и вывозиться могут товары, относимые гражданским законодательством к движимому имуществу. В этой связи для таможенных целей важным представляется уяснение сущности гуманитарной помощи с точки зрения отнесения к ней тех вещей, предметов, товаров, которые подпадают под данную категорию и перемещаются через таможенную границу, что исключает рассмотрение гуманитарной помощи в виде работ и услуг. В данном аспекте гуманитарная помощь составляет объект таможенно-правового регулирования. В качестве такого она выступает лишь в одном случае - при перемещении ее через таможенную границу.

В связи с образованием Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации существенно изменилась нормативно-правовая база, посредством которой регулируются отношения, складывающиеся в области таможенного дела. При этом в ней не уделено достаточного внимания вопросам оказания гуманитарной помощи.

В правовой базе Таможенного союза встречается понятие «гуманитарная помощь», но оно точно не определено, хотя и упоминаются товары, ввозимые для оказания международной помощи. При этом товары, относимые к международной помощи, так же, как и товары гуманитарной помощи, предназначены для предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, ввозимые или передаваемые на безвозмездной основе иностранным лицом. В качестве международной помощи обосабливаются спасательное, медицинское и лабораторное оборудование.

Всестороннее изучение понятия «гуманитарная помощь» обеспечило возможность установить специфические черты гуманитарной помощи как объекта таможенно-правового регулирования, обеспечивающие полноту исследования вопроса об особенностях перемещения данной категории товаров через таможенную границу Таможенного союза:

во-первых, в состав гуманитарной помощи включаются продовольствие, медицинские средства и иные товары первой необходимости. Законодательство к данному содействию относит также различные услуги и работы, что представляется нецелесообразным для таможенных целей, поскольку их перемещение через таможенную границу Таможенного Союза невозможно. Так, следует учитывать в качестве гуманитарной лишь ту помощь, которую можно охарактеризовать как движимое имущество, подлежащее учету таможенными органами при его ввозе и вывозе;

во-вторых, оказываемая помощь всегда безвозмездна, она выражается в предоставлении на бесплатной основе товаров нуждающимся, а также в запрете их продажи;

в-третьих, гуманитарная помощь носит международный характер, определяемый фактом пересечения товаров, относимых к гуманитарной помощи, через таможенную границу Таможенного союза. Так, оказание гуманитарной помощи Российской Федерации осуществляется иностранными донорами, а Российская Федерация отправляет данную помощь иностранным получателям-пострадавшим за рубежом;

в-четвертых, законодателем устанавливается целевое использование товаров, которые предназначаются для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и иных катастроф;

в-пятых, срочность поставки грузов, являющихся гуманитарной помощью, обусловлена обстоятельствами, при которых требуется незамедлительное снабжение товарами и лекарственными средствами пострадавших: природные, техногенные и иные катастрофы, а также социальные и военные конфликты.

Обозначив особенности гуманитарной помощи, предлагается следующее определение, которое возможно применять и в таможенной сфере: гуманитарная помощь - это движимое имущество (в виде продовольствия, товаров первой необходимости, медицинских товаров и т.п.), перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, безвозмездно передаваемое в срочном установленном порядке лицам, пострадавшим в результате природных, техногенных и иных катастроф, а также социальных и военных конфликтов, с целью оказания медицинской и социальной помощи, а также улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Данное определение предлагается закрепить в ст. 4 ТК ТС, содержащей основные термины, используемые в кодексе Таможенного союза.

Представляется целесообразной унификация перечня товаров и средств, относимых к гуманитарной помощи, подлежащей ввозу и вывозу. Указанное обстоятельство ускорит процесс поставок данных грузов.



Глава 2. Организационно-правовое обеспечение оказания гуманитарной помощи и ее перемещения через таможенную границу таможенного союза

гуманитарный таможенный груз

2.1 Механизм оказания гуманитарной помощи: этапы осуществления и оформления


Механизм оказания гуманитарной помощи включает в себя действия, направленные на спасение, уменьшение страданий людей при наступлении чрезвычайных ситуаций различного рода. Очевидно, что в этой области складываются общественные отношения, обладающие правовой природой, возникающие по поводу передачи продовольствия, медикаментов и иных товаров, составляющих гуманитарную помощь, нуждающимся в ней лицам в кратчайшие сроки. Принимая во внимания международно-правовой аспект гуманитарной помощи, основополагающие действия субъектов гуманитарного содействия в области таможенного дела направлены на перемещение данных товаров через таможенную границу ТС.

Следует отметить, что отношения в области оказания гуманитарной помощи Российской Федерации регламентированы соответствующим Порядком, включающим правовое регулирование действий, связанных с получением гуманитарной помощи; выдачей удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров и услуг к гуманитарной помощи (содействию); таможенным оформлением; учетом; хранением; распределением; порядком распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной помощи (содействия) легковыми автомобилями. В настоящее время действия субъектов гуманитарного содействия по перемещению товаров через таможенную границу ТС основываются на положениях наднационального законодательства, в частности, Таможенного кодекса ТС (далее - ТК ТС).

Выделим следующие этапы порядка оказания гуманитарной помощи, ввозимой в Российскую Федерацию.

Первый этап обозначается как предварительный, содержащий ряд подготовительных мероприятий по подготовке и заключению соглашения между донором и получателем. Данная сделка между донором и получателем регулируется на основании гражданско-правового договора, регламентирующего условия передачи данных товаров. Одним из основополагающих признаков сделки в данном случае является ее безвозмездность, что и предопределяет выбор типа договора. Самостоятельного договора на оказание гуманитарной помощи в гражданском законодательстве не выделяется. При этом передача такой помощи осуществляется на основании типового договора дарения (пожертвования). В науке отмечается неоднозначность регламентации в законодательстве юридических конструкций безвозмездных договоров, а также необходимость «в четкой законодательной регламентации отношения с элементом безвозмездности».

Второй этап включает оформление, то есть подачу документов в Комиссию по вопросам оказания гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ (далее - Комиссия), выдачу удостоверений, а также последующее совершение таможенных операций. Документы подают непосредственно получатели, в том числе федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в Комиссию, которая и принимает решение о подтверждении принадлежности средств и товаров к гуманитарной помощи (содействию). Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывает ее председатель (заместитель председателя). Через 3 рабочих дня после принятия Комиссией соответствующего решения получателям выдаются удостоверения установленной формы, которые также подписываются председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем Комиссии и заверяются печатью. Прилагаемые к удостоверению перечни средств, товаров, работ и услуг заверяются штампом с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)».

Удостоверение является документом строгой отчетности и обладает сроком действия - один год со дня принятия Комиссией решения о подтверждении принадлежности средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию).

Копии удостоверения в течение 3 дней со дня его оформления направляются в Федеральную налоговую службу России и Федеральную таможенную службу России. На основании данного удостоверения получателям в дальнейшем предоставляются налоговые и таможенные льготы. Следует учитывать, что при утрате удостоверения его возобновление невозможно, что обуславливает необходимость повторного принятия решения Комиссии в отношении данных товаров. Данная мера видится излишней, обязывающей получателя на повторное предоставление документов и ожидание решения. Представляется логичным внести изменения в п.7 Порядка и изложить положение следующим образом: «Утраченное удостоверение подлежит восстановлению. Для получения нового удостоверения необходимо обращение за выдачей дубликата удостоверения в Комиссию».

При совершении таможенной операции гуманитарной помощи, как и любого другого товара, требуется декларирование таможенному органу с учетом первоочередного порядка оформления, а также особенностей, изложенных в Инструкции о порядке совершении таможенных операций товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия). В действующем таможенном законодательстве Таможенного союза термин «таможенное оформление» не используется, но его суть отражает словосочетание «таможенные операции». Так, видится возможным употребление этих терминов в качестве синонимичных.

В науке сложились различные подходы к определению дефиниции «таможенное оформление». Г.В. Матвиенко отмечает, что за последнее десятилетие представление законодателя о таможенных операциях изменилось, поскольку в новой редакции кодекса данный термин содержательно рассматривался как более широкое понятие. Отмечается, что «в ходе таможенного оформления таможней и ординарными участниками осуществляются различные действия, совокупность которых образует таможенные операции.

Распространенной является практика осуществления таможенного оформления в два этапа:

При пересечении таможенной границы ТС в пункте пропуска таможенному органу представляется транзитная декларация, необходимая для помещения гуманитарной помощи под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 182 ТК ТС). В транзитной декларации содержится исчерпывающий перечень сведений. Предъявление удостоверения на данном этапе не требуется.

Совершение таможенной операции гуманитарной помощи производит орган, в регионе которого находится получатель данного товара или его структурное подразделение. Таможенная операция может производиться и другим таможенным органом, в том числе расположенным в аэропорту или морском порту, при получении разрешения на производство таможенного оформления от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится получатель этих товаров либо его структурное подразделение. В этом случае таможенный орган, производивший таможенное оформление товаров, направляет копии полученных документов в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товаров либо его структурное подразделение, для последующего контроля.

При таможенной операции гуманитарной помощи, как и любого другого товара, требуется декларирование таможенному органу.

Особенность таможенных операций гуманитарной помощи состоит в помещении подобных товаров под таможенную процедуру в первоочередном порядке (ст. 178 ТК ТС). Так, согласно ст. 200 ТК ТС гуманитарная помощь может относиться к условно выпущенным товарам, так как в отношении нее предоставляются льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и налогов, а также устанавливаются ограничения по ее пользованию. При этом условно выпущенные товары помещаются под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», что по идее «не связывает участника ВЭД обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать судьбу ввезенного имущества». Однако в случае с гуманитарной помощью особенность данной процедуры сведена к тому, что товар будет находиться и использоваться лишь на территории ТС.

Таможенная декларация, на товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи декларируются с особенностями в графах 36 и 37.

В Графе 36 по Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций», Приложение № 7. При перемещении гуманитарной помощи указывается:


таблица 1

1.1. Льготы по уплате таможенной пошлиныОсвобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствийБГ

В графе 37 по Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" ,Приложение № 1 и 2. При перемещении гуманитарной помощи указывается:

- Выпуск для внутреннего потребления;

- Товары гуманитарной помощи

Товар выпускается условно, у него статус иностранного товара. Да, заявляется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, но выпуск условный, т.к. есть ограничения по использованию (ст. 200 ТК ТС).

В Федеральном законе Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в ст. пп. 1 п.1 ст. 131 говорится, что таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении: ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию)

Третий этап включает непосредственно перемещение гуманитарной помощи через таможенную границу ТС. Так, ст.4 ТК ТС указывает на то, что процесс перемещения сопряжен с действиями, совершаемыми с товарами, по ввозу на таможенную территорию и вывозу с таможенной территории ТС. Общественные отношения, связанные с процессом перемещения товаров через таможенную границу, составляют предмет таможенного права в целом. Гуманитарная помощь относится к категории специфичных товаров, что предопределяет наличие отличительных особенностей правоотношений, связанных с ее перемещением через таможенную территорию ТС, однако и не исключает наличие общих черт. К ним относят: обязанность вступления лиц, перемещающих товар, с государственными органами, соблюдение правил таможенного законодательства. В первую очередь, при перемещении товаров через таможенную границу ТС субъекты внешнеэкономической деятельности взаимодействуют с таможенными органами. В случае перемещения гуманитарной помощи акцентируется внимание законодателя, заинтересованных лиц и таможенных органов на соответствии реализуемого взаимодействия принципу оперативности поставок товара, что не исключает проведения контрольных и оформительских процедур.

Четвертый этап предполагает получение гуманитарной помощи. Данный процесс не является нормативно-регламентированным. Представляется, что под получением в данном случае следует понимать транспортировку товаров и их физическую передачу российскому получателю.

В процессе транспортировки данных товаров выделяются следующие особенности:

во-первых, обеспечение сохранности товаров возлагается на соответствующие транспортные организации и органы внутренних дел;

во-вторых, распоряжение расходами по перевозке, выгрузке, складированию и передаче конечному получателю гуманитарной помощи (содействию) осуществляется по согласованию сторон. Так, данные расходы может нести донор, а также они могут осуществляться за счет средств, предусмотренных в субъектах РФ на финансирование мероприятий по обеспечению оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации.

Пятый этап включает учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), а также порядок распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной помощи (содействия) легковыми автомобилями на территории Российской Федерации.

При этом обеспечение учет, хранение и распределение товаров гуманитарной помощи является обязанностью органов и организаций, их получающих. При этом их учет и хранение должны осуществляться отдельно от коммерческих товаров.

Шестой этап подразумевает целевое использование товаров гуманитарной помощи. Данное использование можно охарактеризовать как безвозмездную передачу конечным получателям (физическим лицам) для удовлетворения личных первостепенных нужд. При этом продажа данных товаров запрещена. Отклонение получателей гуманитарной помощи от данного запрещающего положения подразумевает применение к нарушителям установленных санкций.

Седьмой этап предполагает контроль гуманитарной помощи, осуществляемый уполномоченными органами.

При оказании гуманитарной помощи можно выделить несколько этапов контроля:

подтверждение достоверности сведений при оформлении гуманитарных грузов;

выявление фактов нецелевого их использования;

своевременное и полноразмерное пополнение бюджетов при выявлении нарушений.

Объектами контроля при оказании гуманитарной помощи могут выступать:

а) товары, предоставляемые в виде гуманитарной помощи (к ним относятся продовольствие, изделия медицинского назначения и т. д.);

б) документы, содержащие сведения о гуманитарном содействии (например, копии соответствующего международного соглашения, договора, в рамках которых осуществляется ввоз товаров в гуманитарных целях);

в) целевое использование товаров, при котором реализуется право получателей гуманитарной помощи на льготный порядок перемещения гуманитарных грузов, то есть с полным освобождением от уплаты таможенных и налоговых платежей; соответственно, при нецелевом использовании помощи - подконтрольным является процесс полной уплаты всех обязательных платежей;

г) соблюдение запретов и ограничений по пользованию и распоряжению гуманитарной помощи (в качестве запрета может подразумеваться их продажа; в качестве ограничений - срок годности товаров, срок действия выданных документов, подтверждающих гуманитарный характер товаров).

Отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ТС, регулируются таможенным законодательством, за соблюдение которого несут ответственность таможенные органы, призванные реализовать, в частности, правоохранительную и фискальную функции.

Поскольку оказание гуманитарной помощи предусматривает освобождение от уплаты не только таможенных платежей, но и внутренних налогов, в частности, налога на прибыль организаций, данный процесс регулируется и налоговым законодательством (п. 1 ст. 251 НК РФ), что выражено и в полномочиях налоговых органов в области проведения контроля целевого использования гуманитарной помощи (п. 1 ст. 31 НК РФ), а точнее - соблюдения законодательства о налогах и сборах РФ.

Согласно ст. 4 Федерального закона о безвозмездной помощи в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) таможенные платежи, налоги и иные обязательные платежи, а также начисленные на эти суммы в соответствии с законодательством РФ пени и штрафы подлежат уплате в бюджетную систему РФ. В науке имеет место справедливое мнение, согласно которому целью применения пени в налоговом праве является «компенсация потерь публичного субъекта в связи с несвоевременной уплатой налогов в соответствующий бюджет». Нецелевое использование гуманитарной помощи получателями влечет исполнение обязанности по уплате налоговых и иных платежей, обладающих публично-правовой и денежной характеристиками.

Таким образом, следует отметить фискальную направленность контроля, проводимого на этапах оформления и использования гуманитарной помощи, осуществляемого таможенными и налоговыми органами путем проверок получателей данных грузов. Оказание гуманитарной помощи опосредовано сферой таможенного дела, что дает возможность говорить об осуществлении:

финансового контроля, направленного на соблюдение законности, обеспечение эффективности использования государственных финансовых ресурсов, достижение правопорядка;

укрепление финансовой дисциплины в таможенной сфере.

О фактах нецелевого использования гуманитарной помощи органы местного самоуправления информируют органы исполнительной власти субъектов РФ, которые направляют полученную информацию в Комиссию, а также в соответствующие налоговые и таможенные органы.

Товары, отнесенные к гуманитарной помощи, могут иметь срок годности, по истечении которого товар уже не может быть использован. Следует соотносить длительность процесса оформления гуманитарной помощи от заключения договора с организацией-донором до рассмотрения документов таможенными и налоговыми органами со сроком годности данных товаров.


2.2 Отличительные особенности в порядках оказания гуманитарной помощи, действующих на территориях стран-участниц ТС


В рамках развивающихся интеграционных процессов представляется уместным рассмотреть отличительные особенности в порядках оказания гуманитарной помощи, действующих на территориях стран-участниц ТС.

Так, порядок, действующий на территории Республики Казахстан, включает прием, учет, транспортировку, складирование, охрану, распределение грузов гуманитарной помощи, поступающей на территорию Республики Казахстан, для органов государственного управления Республики Казахстан, юридических и физических лиц. Выдача документов, подтверждающих гуманитарный характер грузов, не предусматривается. Отсутствие данного обстоятельства значительно упрощает процесс оформления и сокращает время поставок до конечного потребителя.

На территории Республики Беларусь также предусмотрен порядок регистрации, получения и использовании иностранной безвозмездной помощи, в котором предусмотрены и описаны действия сторон при любом виде данного содействия (денежная форма, товары первой необходимости). При этом установлены жесткие меры контроля на всех этапах оказания помощи, что подчас негативно влияет на оперативность и привлекаемость иностранных государств к такому содействию.

Указанные различия неизбежно приведут к проблемам в правоприменительной практике в процессе оказания гуманитарной помощи в странах-участницах Таможенного союза. Учитывая взятый нашими государствами курс на создание Единого экономического пространства, унификацию и упрощение таможенных процедур, единообразие таможенного регулирования, целесообразно в рамках деятельности Евразийской экономической комиссии разработать международный договор, в котором содержался бы единый порядок оказания гуманитарной помощи, предусматривающий и условия ее перемещения через таможенную границу ТС.

Таким образом, в странах ТС порядок оказания гуманитарной помощи имеет как общие черты, так и некоторые различия. Приведение таможенного законодательства к «единому знаменателю» должно включать и меры, нацеленные на единообразное правовое регулирование и, как следствие, одинаковое правоприменение и в вопросах безвозмездной помощи (содействия), направляемой в адрес государств, входящих в Таможенный союз.

При оказании гуманитарной помощи Российской Федерацией иностранному получателю также предусматривается механизм взаимодействия с донорами в лице органов власти, который включает несколько этапов.

На первом этапе осуществляется информирование о потребности нуждающейся стороны в гуманитарной помощи. Так, руководство иностранного государства обращается за помощью в ликвидации чрезвычайных ситуаций в Правительство РФ по каналам МИД России.

В рамках второго этапа формируются предложения по содержанию гуманитарной помощи, которые направляются на рассмотрение Правительству РФ или Президенту РФ.

Третий этап предусматривает юридически значимую деятельность уполномоченных органов. На основании поручения Президента РФ или Правительства РФ издаются приказы об организации работ по обеспечению гуманитарной операции, подготавливаются проекты распоряжений Правительства РФ об оказании гуманитарной помощи.

Четвертый этап охватывает механизм закупки товаров, предназначенных для передачи иностранным получателям. Подразделениями МЧС России осуществляется формирование номенклатуры, объемов груза гуманитарной помощи, а также их закупка (при необходимости). Финансовое обеспечение мероприятия по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством за счет, в частности, бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению, и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федерального бюджета.

При необходимости происходит выпуск материальных ценностей из резерва МЧС России, Федерального агентства по государственным резервам с их последующим восполнением. В целях оказания гуманитарной помощи закупка товаров осуществляется путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями ст.82 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 28 декабря 2013 г.), с участием структурных подразделений МЧС России, в частности, Департамента международной деятельности, ФГУ «Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях «Эмерком», ГУ «Центр медицины, реабилитации и туризма МЧС России».

Пятый этап можно охарактеризовать как контрольный. Функции контроля в области оказания гуманитарной помощи выполняет ФАС России в процессе заключения контракта с поставщиками; Счетная палата РФ рассматривает эффективность и целенаправленность использования средств федерального бюджета.

Шестой этап включает процесс доставки товаров посредством корпуса гуманитарного реагирования МЧС России. Деятельность МЧС России в области проведения гуманитарных акций и участия в международных операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий рассматривается как «важный компонент современных международных отношений».

Рассматривая особенности правового регулирования перемещения гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза, отметим, что данные правоотношения направлены на передачу товаров нуждающимся в кратчайшие сроки. Соответственно, положения законодательства оценивались с позиции четкости формулировок, целенаправленности действий субъектов, участвующих в данном содействии, а также оценки эффективности порядка их действий, регламентированных законодательством.

Перемещение гуманитарной помощи через таможенную границу ТС является одним из ключевых этапов деятельности по оказанию гуманитарной помощи и включает взаимодействие получателей содействия таможенных органов по вопросам совершение таможенных операций и дальнейшего контроля целевого использования данных товаров.

Правовое регулирование оказания гуманитарной помощи, в частности ее перемещения через таможенную границу ТС, осуществляется на основании положений как национального, так и союзного таможенного законодательства.

Порядок льготирования в области оказания гуманитарной помощи состоит из 5 этапов, включающих действия доноров и получателей гуманитарного содействия (направленных на подготовку документации, подтверждающей гуманитарный характер грузов, получение удостоверения для таможенных целей, оформление льгот по уплате таможенных платежей, использование товара в заявленных целях), а также органов государственной власти различного уровня и компетенции, (связанных с проверкой предоставляемых документов, выдачей удостоверения, предоставлением освобождения от уплаты таможенных платежей, контролем за целевым использованием гуманитарной помощи, а также привлечением к юридической ответственности при выявлении данного факта).

Следует отметить, что в законодательстве стран-участниц ТС также предусматривается предоставление льгот в отношении гуманитарной помощи.

На территории ТС применение таможенных льгот в отношении гуманитарной помощи осуществляется единообразно.

Видится обоснованным мнение о возможности создания структурного подразделения в Евразийской экономической комиссии - Департамента по вопросам оказания гуманитарной помощи на территории ТС, в компетенцию которого будут входить следующие функции:

разработка и внедрение нормативной документации, устанавливающей особенности оказания гуманитарной помощи на единой таможенной территории Таможенного союза;

установление и расширение взаимодействия с донорами по вопросам международной гуманитарной помощи (содействия);

учет ввозимых грузов в качестве гуманитарной помощи;

контроль за целевым использованием данных грузов;

оперативное решение вопросов, связанных с получением и распределением безвозмездной помощи;

информирование общественности о мероприятиях, связанных с получением, распределением и использованием грузов гуманитарной помощи.

Таким образом, проведенное исследование позволило оценить положения действующего законодательства, и позволяет сформулировать предложения по его совершенствованию с учетом современных интеграционных процессов.



Глава 3. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства в области оказания гуманитарной помощи


3.1 Проблемы совершенствования законодательства в области оказания гуманитарной помощи


При рассмотрении положений нормативно-правовых актов, а также материалов судебной практики в области оказания гуманитарной помощи можно определить основные направления совершенствования законодательства для устранения дефектов в действующей нормативно-правовой базе.

Обозначив особенности гуманитарной помощи в главе 1 данной работы, предлагается следующее определение, которое возможно применять и в таможенной сфере: гуманитарная помощь - это движимое имущество (в виде продовольствия, товаров первой необходимости, медицинских товаров и т.п.), перемещаемое через таможенную границу, безвозмездно передаваемое в срочном установленном порядке лицам, пострадавшим в результате природных, техногенных и иных катастроф, а также социальных и военных конфликтов, с целью оказания медицинской и социальной помощи, а также улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Данное определение предлагается закрепить в ст. 4 ТК ТС, содержащей основные термины, используемые в кодексе Таможенного союза.

Представляется целесообразной унификация перечня товаров и средств, относимых к гуманитарной помощи, подлежащей ввозу и вывозу. Указанное обстоятельство ускорит процесс поставок данных грузов.

При оказании гуманитарной помощи особо контролируется ее целевое использование. При этом оно связывается с передачей гуманитарной помощи в соответствии с распределением.

Соблюдение целевого использования товара носит обязательный характер, а действия, ему противоречащие, рассматриваются как противоправные по ст. 16.20 КоАП РФ «Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами». Налоговые и таможенные органы в рамках своей компетенции осуществляют проверки целевого использования гуманитарной помощи. При организации проверок внимание акцентируется на фактическом получении гуманитарной помощи конечным получателем. В результате данных мероприятий частым явлением становится обращение в судебные органы с заявлением о признании недействительными решений, вынесенных по результатам проведенных проверок. Их итогом, как правило, становится решение о взыскании обязательных платежей, включая штрафы и пени.

Цели использования указываются законодателем в определении гуманитарной помощи и связываются с расходами на транспортировку, сопровождение и хранение гуманитарной помощи, а также оказанием медицинской и социальной помощи следующим группам:

малообеспеченным;

социально незащищенным;

пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.

Указанные цели вызывают определенные дискуссии в рамках отправления правосудия. Так, к нецелевому использованию гуманитарной помощи судебные органы относят:

использование гуманитарной помощи в коммерческих целях;

утилизацию данных товаров в связи с утратой грузом потребительских свойств. В данном случае получатель помощи должен доказывать утрату потребительских свойств товара, а также отсутствие получения дохода от полученного груза;

непоступление к потребителям, перечень которых установлен в распоряжении донора и предварительном плане распределения гуманитарной помощи;

отказ от получения гуманитарного груза конечными получателями, подтвержденный Комиссией;

передача гуманитарных товаров не в полном размере заявленным получателям, передача незаявленным третьим лицам по вине сотрудников учреждения-получателя.

В этой связи видится логичным закрепление следующего положения в гл.4 Постановления Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»: «В случае возникновения обстоятельств, влияющих на обеспечение целевого использования гуманитарной помощи получатель должен подать сведения об изменении условий использования гуманитарных товаров в Комиссию по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации или контролирующий орган, поддерживающий гуманитарную акцию в регионе нахождения получателя».

В случае отказа конечных получателей от гуманитарной помощи обращение в Комиссию обозначается обязательным для поиска и распределения среди иных заинтересованных в данном грузе лиц.

То есть необходимо образование: комиссий по вопросам гуманитарной помощи на уровне федеральных округов, а в отдельных случаях и субъектов РФ с наделением их полномочиями по рассмотрению документов, предоставляемых получателями, вынесению решения об отнесении грузов к гуманитарной помощи и выдаче подтверждающих удостоверений, а также проведению последующего контроля за целевым использованием товаров. Общее руководство и контроль деятельности данных подведомственных структурных подразделений следует возложить на Комиссию при Правительстве РФ; структурного подразделения в Евразийской экономической комиссии - Департамента по вопросам оказания гуманитарной помощи на территории Таможенного союза с наделением его следующими функциями: разработка и внедрение нормативной документации, устанавливающей особенности оказания гуманитарной помощи на единой таможенной территории Таможенного союза; установление и расширение взаимодействия с донорами по вопросам международной гуманитарной помощи (содействия); учет ввозимых грузов в качестве гуманитарной помощи; контроль за целевым использованием данных грузов; оперативное решение вопросов, связанных с получением и распределением безвозмездной помощи; информирование общественности о мероприятиях, направленных на получение, распределение и использование грузов гуманитарной помощи.

Достижение социально значимых целей реализуется лишь при распределении гуманитарных товаров среди конечных получателей.

К условиям, подтверждающим соблюдение целевого использования гуманитарной помощи, содержащихся в Порядке, судебные инстанции относят отсутствие факта продажи гуманитарных товаров, а также подтверждение достоверных документов в таможенные органы. Так, нецелевое использование гуманитарной помощи устанавливается таможенными органами в результате таможенных проверок при наличии следующих фактов:

владении получателем имуществом, поступившем во владение в качестве гуманитарной помощи, т.е. получателю не обязательно иметь в собственности получаемый груз;

осуществлении действий с товарами тем получателем, который заявлен в задекларированных сведениях о распределении гуманитарной помощи. Любые изменения в количестве получателей требуют обращения в Комиссию по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ. Так, изменение количественного состава конечных получателей не следует относить к подтверждению факта нецелевого использования, однако подчеркивается соблюдение цели по распределению помощи между получателями одной отрасли, направления деятельности.

Представляется, что незначительный объем судебных споров в области оказания гуманитарной помощи и ее использования может свидетельствовать об эффективности методов государственного контроля, осуществляемых в этой области.

Таким образом, анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что центральное место в споре между таможенным или налоговым органом, действия которого направлены на принудительное взыскание обязательных платежей, а также штрафов и пеней, и получателем гуманитарной помощи занимает вопрос об определение целевого использования гуманитарных грузов. При этом законодатель четко не раскрывает понятие «целевое использование» и применяет в качестве основания для принятия решения различные обстоятельства.

Анализ материалов судебной практики, а также нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области оказания гуманитарной помощи, позволяет сформулировать следующие положения:

Во-первых, в области финансовой деятельности государства при гуманитарном содействии одним из основополагающих терминов является «целевое использование гуманитарной помощи», поскольку четкость его определения влияет на решение уполномоченных органов относительно взыскания обязательных платежей с получателя, а также соразмерность и полноту взимаемых платежей. Под целевым использованием гуманитарной помощи следует понимать безвозмездное получение товаров конечными получателями, представленными малоимущими, социально незащищенными, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации физическими лицами согласно передаваемым донором стоимостным и весовым объемам товаров в соответствии с утвержденным планом использования грузов. Данным определением следует дополнить положения Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации.

Во-вторых, эффективность осуществления фискальных полномочий таможенными и налоговыми органами зависит от четкой регламентации подконтрольных субъектов, а также их прав и обязанностей в области гуманитарного содействия. Отметим, что правоотношения «донор - получатель» являются четко регламентированными в нормах права, в отличие от взаимодействия «получатель - конечный получатель». Последняя фаза взаимодействия субъектов является особо значимой, итоговой. От ее урегулированности зависит как экономическая, так и социальная эффективность оказания гуманитарной помощи.

Сущность экономической эффективности состоит в полнообъемном использовании финансовых ресурсов, затраченных на гуманитарную помощь. Социальная эффективность заключается в использовании гуманитарной помощи лицами, для удовлетворения целей которых она была направлена.

Для достижения максимальной эффективности при оказании гуманитарной помощи требуется четкая регламентация действий участников отношений «получатель - конечный получатель».

В-третьих, правильность использования получателями предоставленного льготного порядка в отношении гуманитарной помощи находится во взаимозависимости с реализацией данных товаров непосредственно получателям. Как видно из материалов судебной практики, законодательством РФ порядок оформления реализации гуманитарной помощи конечным получателям не предусмотрен. В частности, необходимо отметить отсутствие единообразного механизма распределения помощи между конечными получателями. Пренебрежение организацией распределения гуманитарной помощи приводит к ее невостребованности, порче, утилизации конечными получателями.


3.2 Основные направления совершенствования законодательства в области оказания гуманитарной помощи


Представляется целесообразным разработка Рекомендаций для получателей гуманитарной помощи по организации распределения товаров, основываясь на позитивном опыте организаций-получателей, например, Российским Красным Крестом (далее - РКК). Подготовка данного документа может быть возложена на Комиссию по вопросам международной и технической помощи при Правительстве РФ.

Так, практика распределения помощи, применяемая РКК, видится достаточно прозрачной и доступной. В целях реализации плана действий по оказанию гуманитарной помощи населению в рамках определенного проекта РКК осуществляет следующие действия:

установление оперативного контакта с местными органами власти (администрациями пострадавших районов, департаментами здравоохранения и МЧС) в целях постоянного отслеживания ситуации, а также координации действий по оказанию помощи и содействия в реализации проекта;

сбор списков пострадавших, нуждающихся в рамках реализуемого проекта для выдачи гуманитарной помощи;

содействие в выделении автотранспорта и складских помещений на безвозмездной основе;

договоренность о привлечении дополнительных волонтеров для проведения акций раздачи помощи;

оповещение пострадавших;

подготовка помещения, пункта выдачи помощи.

Следует отметить необходимость подкрепления каждого из совершаемых действий сопроводительными документами, которые впоследствии будут предоставляться в контролирующие органы в виде отчета.

Видится логичным внедрение системы «обратной связи» конечного получателя с получателями и донорами в процессе гуманитарного содействия.

В-четвертых, индикатором правильности использования предоставляемых получателям льгот является передача гуманитарных товаров лицам, обладающим правовым статусом нуждающимся в них. Отнесение граждан к данным категориям основывается на определении размера среднедушевого дохода, количества несовершеннолетних детей в семье, полноты семьи, а также наличия трудной жизненной ситуации, которое подтверждается фактами инвалидности, сиротства, безработицы и т.п. На основании перечисленных критериев граждан следует относить к нуждающимся в гуманитарной помощи.

Для гуманитарных нужд требуется также определение понятия «пострадавший от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий». Пострадавший - это лицо, которое пострадало, т.е. подверглось чему-нибудь неприятному, терпело ущерб от чего-либо. Отметим, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации. Списки пострадавших составляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. Как показывают материалы судебной практики, статус пострадавшего от чрезвычайной ситуации требует подтверждения.

Так, видится логичным предоставление гуманитарной помощи для удовлетворения первичных, жизненно важных потребностей после чрезвычайного происшествия. При этом требуется подтверждение факта претерпевания неблагоприятных последствий в результате чрезвычайной ситуации и потребности в гуманитарных грузах для отнесения лица к числу нуждающихся.

При этом для нуждающихся требуется введение запрета на покупку гуманитарной помощи. За нарушение данного запрета необходимо установить административную ответственность с определением меры наказания за данное деяние в виде штрафа.

Обоснована целесообразность принятия федерального закона «О безвозмездной помощи», предложен проект его структуры, в рамках которого отражены общие положения о предоставлении безвозмездной помощи, обозначены субъекты оказания безвозмездной помощи, определены ее виды, регламентирован механизм контроля целевого использования безвозмездной помощи.

Доказана необходимость регламентации запрета на покупку товаров гуманитарной помощи и установления ответственности посредством дополнения Постановления Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. №1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» предписанием, содержащим запрет не только на продажу, но и покупку гуманитарной помощи.

В целях обеспечения оперативной передачи информации о ввезенной гуманитарной помощи обоснована важность разработки и внедрения административного регламента по исполнению государственной функции по обмену информацией между таможенными и налоговыми органами по вопросам оказания гуманитарной помощи.

Определена необходимость совершенствования отдельных положений налогового и бюджетного законодательства РФ. В частности, полномочия налоговых органов, перечисленные в п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, предлагается дополнить правом требования документов, подтверждающих законность использования налоговых льгот.

Для обеспечения стимулирования социальной ответственности бизнеса перед государством и вовлечения в гуманитарное содействие хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предлагается внести в гл. 25 Налогового кодекса РФ нормы, устанавливающие возможность получения налоговых вычетов организациями, оказывающими гуманитарную помощь в Российской Федерации.

В целях развития международных связей в области гуманитарного сотрудничества обосновывается предложение о закреплении в ст. 8 Бюджетного кодекса РФ права субъекта РФ на создание целевого бюджетного фонда, средства которого будут расходоваться на оказание гуманитарной помощи.

Таким образом, при оказании гуманитарного содействия четкая правовая регламентация отношений между отдельными субъектами, опосредована необходимостью эффективной реализации таможенными и налоговыми органами фискальных полномочий.



Заключение


Проведенное исследование в рамках поставленной цели позволило изучить регулирование перемещения гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза и сделать основные теоретические выводы и предложения в части совершенствования деятельности в указанной сфере.

Оказание гуманитарной помощи и ее перемещение через таможенную границу ТС обладает особой социальной значимостью. К гуманитарному содействию прибегают в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций в целях облегчения страданий нуждающихся, а также оно направлено на категории малоимущих и социально незащищенных лиц.

К отличительным признакам гуманитарной помощи следует отнести ее международный характер, что увязывает механизм ее оказания с действиями лиц по перемещению через таможенную границу Таможенного союза. Отмечается безвозмездный характер данного содействия, предопределяющее использование данных товаров в четко регламентированных целях, а также освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов лиц, ее получающих.

В исследовании обосновывается необходимость принятия Федерального закона «О безвозмездной помощи», в структуре которого предлагается отобразить общие положения о предоставлении безвозмездной помощи, обозначены субъекты оказания безвозмездной помощи, определены ее виды, регламентирован механизм контроля целевого использования безвозмездной помощи.

В работе подробно проанализирована процедура оказания гуманитарной помощи, которая в настоящее время не является четко регламентированной. Законодательно устанавливается ряд действий, формирующих механизм оказания гуманитарной помощи, в том числе включающий процесс перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Предлагается рассматривать оказание гуманитарной помощи как деятельность, включающую действия по оформлению, транспортировке, перемещению, получению, учету, хранению, распределению товаров, их передаче конечным получателям, а также контроль целевого использования гуманитарного содействия. При этом реализация данной деятельности осуществляется по этапам, каждый из которых обладает своей спецификой, отраженной в исследовании.

В работе проведен сравнительно-правовой анализ порядка оказания гуманитарной помощи, установленного в странах-участницах ТС, позволивший выявить наличие отличительных черт каждого. Исходя из этого, обосновывается необходимость унификации таможенного законодательства, что подразумевает разработку мер, нацеленных на единообразное правовое регулирование и, как следствие, правоприменение в вопросах безвозмездной помощи (содействия), направляемой в адрес государств-членов ТС. В частности, изложено предложение о целесообразности разработки Евразийской экономической комиссией международного договора, содержащего единый порядок оказания гуманитарной помощи, предусматривающий и условия ее перемещения через таможенную границу Таможенного союза. В работе обосновывается мнение о возможности создания структурного подразделения в Евразийской экономической комиссии - Департамента по вопросам оказания гуманитарной помощи на территории ТС с закреплением конкретных функций. В целях развития международных связей в области гуманитарного сотрудничества регионов видится возможным привлечение субъектов РФ к деятельности по оказанию гуманитарной помощи в рамках их полномочий, предметов ведения и компетенции, направленных на развитие сотрудничества и двусторонних отношений с иностранными государствами. Финансирование подобных мероприятий должно осуществляться, в частности, за счет средств бюджета субъектов РФ.

В результате исследования механизма оказания гуманитарной помощи обосновано мнение о создании Комиссий по вопросам гуманитарной помощи на уровне федеральных округов, а в отдельных случаях и субъектов РФ с наделением их полномочиями по рассмотрению документов, предоставляемых получателями, вынесению решения об отнесении грузов к гуманитарной помощи и выдаче подтверждающих удостоверений, а также проведению последующего контроля за целевым использованием товаров. Общее руководство и контроль деятельности данных подведомственных структурных подразделений предлагается возложить на Комиссию при Правительстве РФ. В целях повышения оперативности оказания гуманитарного содействия признано целесообразным ускорить передачу информации о поступающей гуманитарной помощи в органах исполнительной власти. В связи с этим обосновано предложение о необходимости разработки и внедрении административного регламента по исполнению государственной функции в области обмена информацией между таможенными и налоговыми органами при оказании гуманитарной помощи.

В работе определена необходимость совершенствования отдельных положений законодательства. В частности, предлагается дополнить главу 25 НК РФ положением, регламентирующим налоговые вычеты для организаций, оказывающих гуманитарную помощь в Российской Федерации в целях стимулирования социальной ответственности бизнеса перед государством и вовлечения хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, в гуманитарное содействие. Предлагается дополнить полномочия налоговых органов, перечисленные в п. 1 ст. 31 НК РФ, требованием документов, подтверждающих законность использования налоговых льгот. Кроме того, при изучении правовой базы государств-членов ТС выявлена необходимость дополнить положение Постановления Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. №1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» предписанием, содержащим запрет не только на продажу, но и покупку гуманитарной помощи.

Подводя итог исследования, важно отметить, что положения законодательства, призванные регламентировать механизм оказания гуманитарной помощи, включающий ее перемещение через таможенную границу ТС, не в полном объеме отвечают тем принципам, которым такой механизм должен соответствовать. Предложения изложенные в работе по совершенствованию регулирования перемещения гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза направлены на обеспечение оперативности деятельности участников гуманитарного содействия.


Список использованных источников


1.Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (подписан в г. Душанбе 6 октября 2007 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 12. - Ст. 1552.

.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) // СЗ РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.

.Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 07.07.2014, с изм. от 18.07.2014) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» http://www.consultant.ru

.Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах ,используемых для заполнения таможенной декларации» http://www.garant.ru/

.Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе». Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс»; официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru

.Решение Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 г. № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки». Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

.Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 460 «О введении временного запрета вывоза отдельных видов сельскохозяйтвенных товаров с территории Российской Федерации». Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

.Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин приввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». Документ опубликован небыл. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Рос. газета. - 1993. - 25 дек.; СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2013. - № 52 (ч. 2). - Ст. 6981.

.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; Рос. газета. - 2013. - 30 дек.

.Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Рос. газета. - 1993. - № 107; 2013. - № 163.

.Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» // CЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2221; 2008. - № 30 (ч. 2). - Ст. 3616.

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/

.Федеральный закон от 03 ноября 2010 г. № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 45. - Ст. 5744.

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. - № 48. - Ст. 6252; 2013. - № 51. - Ст. 6682.

.Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

.Постановление Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи» // СЗ РФ. - 1999. - № 50. - Ст. 6221; 2009. - № 2. - Ст. 236.

.Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 377 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3266; 2012. - № 43. - Ст. 5896.

.Постановление Правительства РФ от 03 сентября 2010 г. № 675 «Об утверждении Правил ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях» // СЗ РФ. - 2010. - № 37. - Ст. 4690; 2012. - № 37. - Ст. 5002.

.Распоряжение Правительства РФ от 08 ноября 1994 г. № 573-рп «Об организации участия Российской Федерации в оказании гуманитарной финансовой помощи в чрезвычайных ситуациях» // СЗ РФ. - 1994. - № 29. - Ст. 3026.

.Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 986-р «О составе Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 30. - Ст. 3230; 2013. - № 45. - Ст. 5875.

.Распоряжение Правительства РФ от 02 июля 2008 г. № 961-р «О проведении переговоров о заключении Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству о взаимодействии в области чрезвычайного гуманитарного реагирования на катастрофы и кризисы и содействия международному развитию» // СЗ РФ. - 2008. - № 28. - Ст. 3400.

.Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» // СЗ РФ. - 2013. - № 41. - Ст. 5208.

.Распоряжение ФТС РФ от 18 октября 2004 г. № 55-р «Об образцах удостоверений, выдаваемых Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации подписей уполномоченных лиц, печатей и штампов Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации» // Таможенные ведомости. - 2004. - № 12.

.Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 г. № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 2005 г. № 6442) // Рос. газета. - 2005. - № 72; 2010. - № 93.

.Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 г. № 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте» (зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2007 г. № 10121) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 41; Рос. газета. - 2010. - 30 апр.

.Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (заключено в г. Москве 21 января 2010 г. № 01-69/1, № ММ-27-2/1) //.

.Бакаева, О. Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование [Текст] / О. Ю. Бакаева; под ред. Н. И. Химичевой. - М.: Статут, 2005. -187 с.

.Бекяшев, К. А., Моисеев, Е. Г. Таможенное право: учебник [Текст] / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби : Проспект, 2008. - 360 с.

.Бражников, Ю. В. Правовые аспекты международной гуманитарной деятельности России [Текст] / Ю. В. Бражников // Юрист-международник. - 2014. - № 4. - С. 34-38.

.Белхароев, Х. У. Международное сотрудничество Российской Федерации по оказанию гуманитарной помощи продовольствием [Текст] / Х. У. Белхароев // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 3. - С. 210-212.

.Большая экономическая энциклопедия [Текст]. - М.: Эксмо, 2007. - 816 с.

.Габец, Н. С. Право на гуманитарную помощь: международно-правовые аспекты [Текст] / Н. С. Габец // Наука-2010: сборник научных статей. - Ч. 1. - Гродно, 2010. - С. 351-353.

.Герард Танья. Гуманитарная интервенция и гуманитарная помощь: эхо прошлого и перспективы [Электронный ресурс] / Танья Герард // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998.№4.URL:http://www.evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view& id=193&Itemid=49. (дата обращения: 04.04.2011).

.Кочубей, И. С. Правовое регулирование льгот в области таможенного дела [Текст] / И. С. Кочубей: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2008. - 26 с.

.Мошкин, С. В. Гуманитарные интервенции: условия и приоритеты [Текст] / С. В. Мошкин // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2007. - № 7. - С. 240-247.

.Назаренко, Н. А. Категория «таможенная льгота» в современном таможенном праве [Текст] / Н. А. Назаренко // Финансовое право. - 2009. - № 4. - С. 34-36.

.Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

.Погодина, Н. А. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств как форма таможенного контроля (правовой аспект) [Текст] / Н. А. Погодина: дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - 30 с.

.Рохан Дж. Хардкасл, Андриан Т. Л. Чуа. Гуманитарная помощь: о праве на доступ к жертвам стихийных бедствий [Текст] / Дж. Хардкасл Ро-хан, Т. Л. Чуа Андриан // Международный журнал Красного Креста. - 2004. - № 23. - С. 711-727.

.Самсонов, А. В. Безвозмездные договоры в российском гражданском праве [Текст] / А. В. Самсонов: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2008. - 24 с.

.Официальный сайт Таможенного союза [Электронный ресурс].URL: http://www.tsouz.ru/ MGS/MGS-15/Documents/P_88.pdf (дата обращения: 9.12.2014).

.Устав Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского Красного Креста. URL: http://www.redcross.ru/?pid=37

.Официальный сайт Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронныйресурс]. URL:http://www.mchs.gov. ru/dop/terms/item/86651/

.Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронныйресурс].URL.:http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view =article&id= 16256: 2012--&catid=181:2011-03-28-14-40-18& Itemid =2091

.Официальный сайт Российского Красного Креста [Электронный ресурс]. URL: http://www.redcross.ru/