Страна

Студентов

Таможенная стоимость материальных ценностей

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

.1 Понятие и контроль таможенной стоимости

.2 Методы аудита таможенной стоимости

ГЛАВА 2. ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И ПРОБЛЕМА ЗАНИЖЕНИЯ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

.1 Аудит таможенной стоимости импортных товаров

.2 Проблема занижения таможенной стоимости материальных ценностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Об актуальности, выбранной темы говорит тот факт, что вопрос финансовых потерь является весьма острым для российского государства, бюджет которого формируется преимущественного за счет таможенных и налоговых поступлений. Стоимостные правонарушения, к примеру, занижение таможенной стоимости товаров, могут привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет государства на размер до 50%.

Бюджетные потери государства не являются единственным негативным последствием данного рода экономического правонарушения. Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров оказывает пагубное влияние на конкурентоспособность страны в целом, подрывая тем сам рыночный принцип справедливой конкуренции. В результате декларирования товаров по заниженным ценам на внутреннем рынке страны создается дисбаланс между дешевыми импортными товарами и дорогими товарами отечественного производства.

В современных условиях для контроля за правильностью определения таможенной стоимости ввезенного товара эффективно применение методов аудита, с помощью которых изучаются различные системы организации уже после выпуска товаров через границу и таможенной очистки. Это позволяет соблюсти баланс между скоростью прохождения товаров через границу и правильностью определения таможенной стоимости товаров.

Предметом исследования является теоретические основы аудита таможенной стоимости.

Объект исследования - таможенная стоимость материальных ценностей.

Целью работы является рассмотрение вопросов аудита таможенной стоимости материальных ценностей.

Достижению поставленной выше цели будет способствовать решение ряда задач:

)рассмотреть понятие и контроль таможенной стоимости;

)выделить методы аудита таможенной стоимости;

)охарактеризовать аудит таможенной стоимости импортных товаров;

)выявить проблему занижения таможенной стоимости материальных ценностей.

Теоретическую и методическую основу исследования составили законодательные и нормативные документы, регулирующие ведение аудита таможенной стоимости материальных ценностей, монографии и статьи.

Структура работы: введение, основная часть (две главы), заключение, список литературы.


ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ


.1 Понятие и контроль таможенной стоимости


В соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополнительные начисления к цене.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца. Следовательно, для подтверждения правильности декларирования таможенной стоимости необходимо проверить:

стоимость сделки;

учет дополнительных начислений к цене в фактической себестоимости товара.

Таможенная стоимость товара, как правило, рассчитывается таможенным брокером или специалистом по ВЭД, базой для определения стоимости товара служит информация, достоверность которой подтверждается документально и дает возможность объективно определить и подтвердить расчетную таможенную стоимость. Важным вопросом, тесно связанным с величиной таможенной стоимости товара является вопрос происхождения товара, в частности страны происхождения, который тесно связан с определением таможенного тарифа.

Согласно общепринятым принципам оценки стоимости товара, при пересечении границы, закрепленных в генеральном соглашении, регулирующем тарифы и торговлю, используется шесть методов, позволяющих сформировать таможенную цену товара. А именно оценка, исходя из цены сделок с товарами, которые ввозятся, с товарами идентичными, с товарами однородными, также исходя из стоимости товара,- путем вычитания и сложения стоимости, резервный метод. Алгоритм расчета таможенной стоимости товара - обязательное последовательное исключение каждого из шести методов по очередности, приоритетным является метод оценки, который основывается на цене сделки с товарами, которые ввозятся.

Декларант предъявляет таможенным органам вместе с декларацией инвойс (счет-фактуру), которая является документом, подтверждающим заявленную декларантом таможенную стоимость товара. Так как основным методом, имеющим первостепенное значение, при определении таможенной стоимости товара является метод оценки исходя из цены сделки с товарами, которые ввозятся, таможенной стоимостью товара считается цена сделки, которая на момент пересечения товаром границы РФ уже уплачена или подлежит уплате.

Также в расчет таможенной стоимости относят расходы, не включенные в нее ранее, а именно: расходы, понесенные в связи с доставкой товара на территорию РФ до места ввоза; расходы покупателя; расходы, осуществленные в производственном процессе и в процессе продажи товаров, которые оцениваются; платежи за документы разрешительного характера, регламентирующих использование объектов интеллектуальной собственности; доход, который может быть получен прямым или косвенным путем от перепродажи товара.

Все эти расходы прибавляются к цене товара (если соблюдено условие, документального подтверждения расходов, и они ранее не включались в цену товара, оплачены покупателем), и отражаются в качестве дополнительных начислений в специальном разделе ДТС. Также таможенным брокером может быть указан перечень расходов, связанных с доставкой товар от места ввоза, которые исключаются из расчета таможенной стоимости товара по цене сделки, при предоставлении документального подтверждения этих расходов. В ситуации, когда при декларировании товара нет возможности документального подтверждения этих данных, исключается использование метода оценки таможенной стоимости товаров, которые ввозятся. Кроме этого существует еще несколько ситуаций, которые делают невозможным определение стоимости товара по методу оценки сделки с товарами, которые ввозятся. А именно: права покупателя на товар, который оценивается, ограничены; цена сделки и продажа товара, определяются с учетом определенных условий, которые невозможно учесть на этапе определения таможенной стоимости товара; данные о стоимости, заявленные декларантом, не подтверждены документально; участники сделки влияют на цену сделки, так как являются взаимосвязанными лицами. В ситуации если этот метод невозможно применить, то используется следующий метод, то есть использование всех методов кроме основного метода происходит по мере исключения метода, который ему предшествует. Декларант по своему усмотрению может «поменять местами» и нарушить последовательность двух методов: метода вычитания стоимости и метода сложения стоимости.

В настоящее время продолжается формирование законодательной базы Таможенного союза по различным направлениям, в том числе по направлению таможенной стоимости. В сентябре 2010 года Решением Комиссии Таможенного союза № 376 утвержден Порядок контроля таможенной стоимости (далее - Порядок), вступивший в силу с 21.10.2010 года. Данный Порядок определяет действия, как должностных лиц таможенных органов, так и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Порядок разработан на основании Таможенного кодекса Таможенного союза и иных документов.

Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Таможенный контроль есть действенное средство выявления и предупреждения преступлений и иных нарушений таможенного законодательства.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками, с целью проверки соблюдения декларантами (таможенными представителями) установленных законодательством требований в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, а также ее документального подтверждения. В процессе осуществления контроля таможенным органом может быть использована информация, имеющаяся в его распоряжении, например, о ценах аукционов, из ценовых каталогов и другая. До выпуска товаров, по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров, должностным лицом таможенного органа может быть принято решение о принятии заявленной таможенной стоимости либо об ее корректировке. При невозможности принятия одного из вышеуказанных решений (в связи с обнаружением признаков, указывающих на возможность заявления недостоверных сведений либо эти сведения должным образом не подтверждены) принимается решение о проведении дополнительной проверки. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости декларант (таможенный представитель) обязан осуществить корректировку и уплатить таможенные пошлины и налоги в полном объеме. Если данные действия до истечения сроков выпуска товаров не будут выполнены, то таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

При проведении дополнительной проверки у декларантов (таможенных представителей) таможенным органом запрашиваются дополнительные документы, сведения и пояснения с учетом заявленных сведений, условий и обстоятельств сделки, выявленных признаков недостоверности заявленных сведений, при необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров (документов). Документы, сведения и пояснения декларант (таможенный представитель) обязан представить либо представить объяснения причин, по которым они не могут быть представлены. Срок представления документов определяется таможенным органом, он должен быть достаточным, но не может превышать 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары. По результатам рассмотрения дополнительно запрошенных таможенным органом и представленных декларантом (таможенным представителем) документов, сведений и пояснений, но не позднее 30 календарных дней со дня следующего за их представлением, таможенный орган обязан принять решение в отношении таможенной стоимости товаров. Если декларантом (таможенным представителем) действия по представлению соответствующих документов (сведений и пояснений) не были выполнены в установленные сроки, либо они не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, решение о корректировке принимается таможенным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока, установленного для выполнения декларантом (таможенным представителем) вышеуказанных действий. Такое решение направляется декларанту (таможенному представителю) - вручается либо направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечение 10 календарных дней с даты направления заказного письма. При согласии с решением таможенного органа, декларантом (таможенным представителем) оформляются соответствующие документы по корректировке таможенной стоимости и уплате таможенных платежей в течение 5 рабочих дней с даты получения решения таможенного органа. При несогласии декларанта (таможенного представителя) с решением таможенного органа корректировка таможенной стоимости осуществляется таможенным органом самостоятельно в срок, не превышающий 5 рабочих дней после истечения установленного срока.

Также в установленном законодательством порядке проводятся мероприятия по взысканию подлежащих уплате таможенных платежей. После выпуска товаров при выявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров в ходе осуществления контроля, таможенный орган также имеет право принять решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит это решение до декларанта (таможенного представителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством государств-членов Таможенного союза. Декларантом (таможенным представителем) совершаются действия по корректировке таможенной стоимости, уплате таможенных платежей и направлению документов в таможенный орган. Если в установленные сроки вышеуказанные действия не будут совершены, то таможенный орган осуществляет корректировку таможенной стоимости самостоятельно, документы направляются декларанту (таможенному представителю) не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их заполнения. Мероприятия по взысканию подлежащих уплате таможенных платежей проводятся в установленном законодательством порядке.


.2 Методы аудита таможенной стоимости


Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Методы аудита - это совокупность действий, приемов, направленных на определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствия совершаемых ею хозяйственных и финансовых операций требованиям законодательства Российской Федерации.

Применение методов аудита при проведении таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) предназначено для выявления признаков нарушений законодательства Российской Федерации о таможенном деле с возможным указанием количественной характеристики объекта нарушения таможенных правил (в натуральном и (или) стоимостном выражении); установлением соответствия выявленных признаков нарушения таможенных правил (НТП), признакам состава НТП, ответственность, за которое предусмотрена соответствующей статьей Таможенного кодекса Таможенного союза.

К методам аудита относятся:

) методы документального контроля:

формально-правовая проверка документов (правил составления и подлинности оформления);

проверка достоверности операций (сопоставление документов, прослеживание, арифметическая проверка, запросы третьим лицам, взаимная сверка и др.);

финансовый анализ на основе бухгалтерской отчетности;

) методы фактического контроля:

инвентаризация;

осмотр;

обследование;

лабораторный анализ товаров;

экспертная оценка;

опрос;

получение устных и письменных объяснений, справок;

досмотр товаров и транспортных средств.

Проверки с использованием методов аудита включают следующие этапы:

) планирование и подготовку;

) непосредственное проведение (при необходимости с привлечением экспертов, специалистов);

) документирование;

) обобщение результатов, составление акта.

В ходе планирования и подготовки проверки осуществляются:

проведение информационно-аналитической работы, определение ее основных направлений, вопросов, объема;

составление общего плана (некоторые положения общего плана проверки при необходимости могут быть пересмотрены в ходе ее проведения);

разработка программы и конкретных методов проведения проверки, в том числе методов аудита:

определение характера проверки (сплошная или выборочная);

определение сроков по каждому направлению работы;

проведение анализа деятельности организации.

Проверяющие должны знать:

организационно-правовую форму, наименование, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций;

фамилии руководителей, способы связи с ними;

виды деятельности организации;

финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банка, другие необходимые сведения.

При проведении проверки проверяющие:

непосредственно осуществляют контрольно-инспекционные мероприятия;

получают данные из нескольких источников и разными методами, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, которые могут служить основанием для заведения дела о НТП (составление акта по упрощенной форме), или отсутствии таких признаков.

Под данными, свидетельствующими о признаках НТП или их отсутствии, понимаются информация, документы, сведения, полученные в ходе проверки как от проверяемой организации, так и от третьих лиц (в том числе от таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов), а также информация, полученная в результате анализа таких сведений, документов, позволяющие оценить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации и их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

Источниками получения данных при проведении проверки являются:

первичные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц;

результаты предыдущих проверок финансово-хозяйственной деятельности организации;

бухгалтерская отчетность;

результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц;

результаты инвентаризации имущества организации;

другие источники в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

При документировании производятся:

отражение имеющейся информации в рабочей документации проверки, в которой должны содержаться сведения, необходимые для подготовки и составления акта проверки. Документированию подлежат основные этапы проведенной работы;

формулирование обоснованных выводов, которые должны содержать ссылки на действующие нормативные правовые акты Российской Федерации;

отражение других существенных аспектов, имеющих значение для обобщения результатов проверки и составления акта.

Рабочая документация проверки - это совокупность материальных носителей информации, которую составляют сами проверяющие, сотрудники проверяемой организации и третьи лица до начала, в ходе и по завершении проверки.

К рабочей документации проверки могут быть отнесены:

планы и программы проведения проверки;

объяснения, пояснения, заявления организации;

заверенные должным образом копии документов организации и третьих лиц (в том числе документов об организационно-правовой форме и организационной структуре организации, учредительных документов, внешнеторговых контрактов, договоров и т.д.);

описания организации бухгалтерского учета и отчетности организации и третьих лиц (в том числе материалы анализа хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета, существенных показателей деятельности организации и третьих лиц, копии бухгалтерской и другой финансовой документации и т.д.);

аналитические документы проверяющих;

копии переписки проверяющих с организацией и третьими лицами в связи с проведением проверки;

акты об отдельных действиях проверяющих (инвентаризация, осмотр и т.д.).

При обобщении результатов проверки проверяющие оценивают:

достоверность (недостоверность) бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;

соответствие (несоответствие) финансово-хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иному законодательству Российской Федерации и международным договорам, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;

делают выводы о наличии признаков НТП, дают им количественную и качественную характеристику.

По итогам проверки осуществляются:

обработка имеющейся в таможенных органах информации (в том числе электронных баз данных) для выбора объектов для последующих проверок;

выявление зоны повышенного риска (участки деятельности, где выявляются нарушения таможенного законодательства);

совершенствование методов анализа рисков для выявления недобросовестных участников ВЭД, способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, для определения «криминогенных» товаров, а также товаров, являющихся прикрытием нелегально ввозимой продукции, в обороте которых участвуют проверяемые организации.

Одним из методов фактического контроля является инвентаризация.

Инвентаризации подлежат основные средства, материально-производственные запасы (МПЗ), денежные средства, денежные документы, расчеты, нематериальные активы и т.д.

Основные задачи инвентаризации состоят:

в определении фактического наличия материальных активов, денежных средств и т.д.;

в выявлении неучтенных материальных ценностей;

в проверке реальной стоимости учтенных на балансе объектов и сравнении ее с данными, заявленными при таможенном оформлении и таможенном контроле.

Таким образом, используя методы аудита, таможенные органы проверяют соответствие данных бухгалтерского учета организации-импортера данным, заявленным при таможенном оформлении в грузовых таможенных декларациях.


ГЛАВА 2. ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И ПРОБЛЕМА ЗАНИЖЕНИЯ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ


.1 Аудит таможенной стоимости импортных товаров


Ввоз импортных товаров обеспечивает развитие конкуренции среди отечественных товаропроизводителей и товаров импортного производства (ввоз материалов, полуфабрикатов, сырья, обеспечивает интеграцию импорта в промышленное производство).

Для обеспечения бесперебойной работы организаций необходимо эффективное проведение аудиторской проверки, которая позволяет компании заручиться не только профессиональным суждением, но и минимизировать ряд рисков, связанных с осуществлением импортных операций.

На основании ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 года и Федерального стандарта аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» можно сформулировать цель аудита импортных операций - это выражение независимого мнения аудитора о достоверности учета импортных операций во всех существенных аспектах, в том числе, об их соответствии нормам действующего законодательства, а также о надежности и эффективности средств внутреннего контроля.

Под импортом понимается ввоз товаров, работ и услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из заграницы без обязательства об обратном ввозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ.

Задачи аудита импортных операций:

контроль движения импортных товаров от иностранного поставщика до предприятия;

осуществление контроля за количественной и качественной сохранностью товаров;

выражение мнения о правильности отражения в учете расходов по импорту товаров;

аудит состояния расчетов с иностранными поставщиками;

выражение мнения о достоверности формирования отчетности по импортным сделкам;

подтверждение реальности исчисления финансовых результатов по импортным операциям.

При проведении аудита импортных операций используются следующие источники информации:

) законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие отношения импортеров с субъектами внешнеэкономической деятельности, банковскими учреждениями, государственными органами;

) таможенная документация, техническая документация (технический паспорт машин и оборудования) контракты, арбитражная документация;

) договорная и организационно-распорядительная документация;

) товаросопроводительная документация (сертификат о качестве товара), спецификация, упаковочный лист, транспортная, экспедиторская и страховая документация;

) производственно-финансовые планы, бизнес-планы;

) складская документация, счет-фактура, лицензия в случае экспорта товара (если товар является лицензионным);

) банковская документация, заявление на перевозки валюты, документы о недостаче и порче товара.

Аудит импорта товаров осуществляется в соответствии с п.13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001г. № 44н.

Аудит импортных операций предусматривают ряд процедур, представленных на рис. 2.1.


Рис. 2.1 Аудиторские процедуры импортных операций


При выражении мнения о достоверности отражения импортных операций аудитор должен вовлечь во внимание ряд факторов, которые связаны с выполнением импортных операций:

экономическую и политическую ситуации в странах-участницах сделок и их межгосударственные отношения;

характеристику контрагентов;

статус иностранного юридического лица;

особенности налогообложения, определенные международными конвенциями.

При поступлении импортных товаров аудитор проверяет порядок формирования импортной себестоимости товаров, включения в себестоимость затрат по заготовке и доставке товаров, производимых до момента передачи товаров в продажу.

Аудит импортных операций осуществляет проверку таможенных платежей. Проверка включает документальное оформление таможенных расчетов, а также операции по счетам:

/1 «Таможенная пошлина»;

/2 «Таможенный сбор в рублях»;

/3 «Таможенный сбор в валюте»;

/4 «Расчеты с таможней по НДС».

В конце аудиторской проверки импортных операций осуществляется обобщение результатов проверки, составляется отчет аудитора и предоставляется информация аудируемому лицу.

На сегодняшний день, когда таможенная служба должна максимально содействовать торговле при одновременном ускорении времени выполнения таможенных процедур и таможенного оформления, для обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности при контроле таможенной стоимости предлагается использовать методы таможенного аудита (постаудита).

Основной задачей постаудита является ускорение таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности, сокращение потери от издержек при таможенном оформлении, так как данная проверка проводится после выпуска товара, а не при таможенном оформлении.

Порядок учета поступающих в организацию импортных товаров определяется учетной политикой организации, в которой раскрываются способы оценки и ведения бухгалтерского учета МПЗ. Кроме того, учетная политика должна содержать:

указание на то, что организация пользуется типовыми формами первичных учетных документов, или описание первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы;

схему документооборота;

описание форм внутренней бухгалтерской отчетности и т.д.

Для своевременного принятия к учету импортных товаров большое значение имеет момент перехода права собственности на ввозимые товары, который отражается во внешнеторговом договоре (контракте). Когда у организации-импортера появляется право собственности на приобретаемый товар, она обязана отразить этот товар на счетах бухгалтерского учета и, кроме того, пересчитать в рубли стоимость товаров, выраженную в иностранной валюте. Если товар уже поступил к покупателю, а право собственности на него еще к нему не перешло, то покупатель отражает поступившие товары на забалансовом счете 002 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Это может произойти в случае, если в контракте указан переход права собственности к покупателю после полной оплаты им товара поставщику.

Формирование стоимости импортных товаров и их учет осуществляются на различных счетах в зависимости от вида товара.

Основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства». До того как объект основных средств будет принят к бухгалтерскому учету, он в течение некоторого времени может числиться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» либо на счете 07 «Оборудование к установке».

Нематериальные активы учитываются на счете 04 «Нематериальные активы».

Сырье, материалы, инвентарь, запасные части и т.п. учитываются на счетах 10 «Материалы» и 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Счет 15 используется для обобщения информации о заготовлении и приобретении МПЗ, и в этом случае все расходы, включаемые в фактическую себестоимость, собираются по дебету счета 15 и далее списываются в дебет счета 10 «Материалы» или 41 «Товары».

Товары для перепродажи учитываются на счете 41 «Товары».

Для обеспечения контроля за импортными товарами к счетам 15 и 41 могут быть открыты специальные субсчета. Например, к счету 41 «Товары» - субсчет «Импортные товары».

Необходимо проверить полноту включения всех затрат в фактическую себестоимость товаров. Для МПЗ, приобретенных за плату, фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01). Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, а первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01).

Для контроля за правильностью определения таможенной стоимости импортных товаров, соблюдением правил ведения бухгалтерского учета и отчетности по импортным операциям, реальностью финансовых результатов по импорту необходимо запросить у участника ВЭД следующие документы:

внешнеторговый договор купли-продажи, действующие приложения, дополнения и изменения к нему (проверяются условия и правильность оформления);

грузовые таможенные декларации (проверяется правильность определения таможенной стоимости товаров, своевременность оформления поступающих импортных товаров);

счет-фактуру (инвойс), счет-проформу к договору и иные коммерческие и расчетные документы (проверка реальности кредиторской задолженности по импорту товаров);

транспортные (перевозочные) документы (товарно-транспортные накладные);

страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;

банковские платежные документы, выписки банка, а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;

регистры бухгалтерского учета.


.2 Проблема занижения таможенной стоимости материальных ценностей


Одной из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты таможенных платежей является занижение таможенной стоимости товаров. Сегодня в России проблема занижения таможенной стоимости товаров представляет серьезную угрозу экономической интересам государства. Поскольку таможенная стоимость служит основой для исчисления таможенных платежей, она становится объектом для манипуляций многими недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, желающими снизить законное налоговое бремя.

Согласно оценкам экспертов, неправильная оценка таможенной стоимости товара может «привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет государства на размер до 50%». Вопрос финансовых потерь является весьма актуальным для российского государства, бюджет которого формируется преимущественного за счет таможенных и налоговых поступлений.

Бюджетные потери государства не являются единственным негативным последствием данного рода экономического правонарушения. Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров оказывает пагубное влияние на конкурентоспособность страны в целом, подрывая тем сам рыночный принцип справедливой конкуренции. В результате декларирования товаров по заниженным ценам на внутреннем рынке страны создается дисбаланс между дешевыми импортными товарами и дорогими товарами отечественного производства.

Благодаря минимизации таможенных платежей за счет использования фиктивных контрактных цен, недобропорядочные импортеры получают ценовые конкурентные преимущества, что приводит к вытеснению с внутреннего рынка продукции российских заводов, во многом неспособной конкурировать с дешевым импортом. В конечном итоге сокращается выручка отечественных предприятий, снижаются объемы промышленного производства неконкурентоспособных товаров, сокращаются рабочие места в различных отраслях производства, замедляются темпы роста ВВП и диверсификации экономики.

Социальное последствие от занижения таможенной стоимости проявляется в коррумпированности должностных лиц таможенных и других контролирующих органов. Желание импортера сэкономить свои денежные средства за счет разницы между большими официальными таможенными платежами и сравнительно незначительными незаконными «премиальными» проверяющему инспектору способствует росту случаев коррупции в институтах государственной власти.

Необходимо также отметить, что в последнее время наблюдается снижение доли нерегистрируемого импорта. Причинами этого можно назвать вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, либеральную тарифная политику, направленную на «обнуление» и снижение ставок таможенного тарифа, внедрение в практику работы таможенных органов системы управления рисками, весовое ограничение (до 35 кг) беспошлинного провоза товаров для личных целей и др.

Системными мерами в эффективной борьбе с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием, являются реализация следующих мероприятий:

внедрение технологии предварительного информирования между таможенными органами о стоимости товаров риска;

создание системы контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, основанной на методах аудита и анализа рисков недостоверного декларирования;

автоматизация процедур контроля таможенной стоимости в процессе таможенного оформления с применением принципа выборочного контроля;

создание информационной базы данных цен на наиболее налогоемкие товары;

создание института, содействующего ускорению и повышению эффективности контроля таможенной стоимости на этапах предварительного и последующего контроля - института уполномоченных экономических операторов на основе оценки критериев их законопослушности;

организация тесного взаимодействия таможенных органов с налоговыми и другими контролирующими органами при проведении совместных проверочных мероприятий;

- повышение качества аналитической работы таможенных органов по изучению обстоятельств и условий внешнеторговых сделок на предмет наличия факторов, влияющих на «искусственное» занижение цен товаров.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, в соответствии с поставленными во введении целью работы, задачами и проведенным исследованием, получились следующие выводы:

. Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт и дополнительные начисления к цене. Она рассчитывается таможенным брокером или специалистом по ВЭД, базой для определения стоимости товара служит информация, достоверность которой подтверждается документально и дает возможность объективно определить и подтвердить расчетную таможенную стоимость.

Используется шесть методов, позволяющих сформировать таможенную цену товара. А именно оценка, исходя из цены сделок с товарами, которые ввозятся, с товарами идентичными, с товарами однородными, также исходя из стоимости товара,- путем вычитания и сложения стоимости, резервный метод. Алгоритм расчета таможенной стоимости товара - обязательное последовательное исключение каждого из шести методов по очередности, приоритетным является метод оценки, который основывается на цене сделки с товарами, которые ввозятся.

Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками, с целью проверки соблюдения декларантами установленных законодательством требований в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, а также ее документального подтверждения.

. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Методы аудита - это совокупность действий, приемов, направленных на определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствия совершаемых ею хозяйственных и финансовых операций требованиям законодательства РФ. Применение методов аудита при проведении таможенного контроля предназначено для выявления признаков нарушений законодательства РФ о таможенном деле с возможным указанием количественной характеристики объекта нарушения таможенных правил; установлением соответствия выявленных признаков нарушения таможенных правил, признакам состава НТП, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей ТК ТС.

К методам аудита относятся: 1) методы документального контроля (формально-правовая проверка документов (правил составления и подлинности оформления); проверка достоверности операций (сопоставление документов, прослеживание, арифметическая проверка, запросы третьим лицам, взаимная сверка и др.); финансовый анализ на основе бухгалтерской отчетности); 2) методы фактического контроля (инвентаризация; осмотр; обследование; лабораторный анализ товаров; экспертная оценка; опрос; получение устных и письменных объяснений, справок; досмотр товаров и транспортных средств).

Проверки с использованием методов аудита включают следующие этапы: 1) планирование и подготовку; 2) непосредственное проведение (при необходимости с привлечением экспертов, специалистов); 3) документирование; 4) обобщение результатов, составление акта.

Источниками получения данных при проведении проверки являются: первичные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц; результаты предыдущих проверок финансово-хозяйственной деятельности организации; бухгалтерская отчетность; результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц; результаты инвентаризации имущества организации; другие источники в рамках действующего законодательства РФ.

По итогам проверки осуществляются: обработка имеющейся в таможенных органах информации (в том числе электронных баз данных) для выбора объектов для последующих проверок; выявление зоны повышенного риска (участки деятельности, где выявляются нарушения таможенного законодательства); совершенствование методов анализа рисков для выявления недобросовестных участников ВЭД, способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, для определения «криминогенных» товаров, а также товаров, являющихся прикрытием нелегально ввозимой продукции, в обороте которых участвуют проверяемые организации.

Используя методы аудита, таможенные органы проверяют соответствие данных бухгалтерского учета организации-импортера данным, заявленным при таможенном оформлении в грузовых таможенных декларациях.

. Аудит таможенной стоимости импортных товаров регулируют: ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. и Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Под импортом понимается ввоз товаров, работ и услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из заграницы без обязательства об обратном ввозе.

Задачи аудита импортных операций: контроль движения импортных товаров от иностранного поставщика до предприятия; осуществление контроля за количественной и качественной сохранностью товаров; выражение мнения о правильности отражения в учете расходов по импорту товаров; аудит состояния расчетов с иностранными поставщиками; выражение мнения о достоверности формирования отчетности по импортным сделкам; подтверждение реальности исчисления финансовых результатов по импортным операциям.

При проведении аудита импортных операций используются следующие источники информации: 1) законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие отношения импортеров с субъектами внешнеэкономической деятельности, банковскими учреждениями, государственными органами; 2) таможенная документация, техническая документация контракты, арбитражная документация; 3) договорная и организационно-распорядительная документация; 4) товаросопроводительная документация, спецификация, упаковочный лист, транспортная, экспедиторская и страховая документация; 5) производственно-финансовые планы, бизнес-планы; 6) складская документация, счет-фактура, лицензия в случае экспорта товара; 7) банковская документация, заявление на перевозки валюты, документы о недостаче и порче товара.

При поступлении импортных товаров аудитор проверяет порядок формирования импортной себестоимости товаров, включения в себестоимость затрат по заготовке и доставке товаров, производимых до момента передачи товаров в продажу. Аудит импортных операций осуществляет проверку таможенных платежей. Проверка включает документальное оформление таможенных расчетов, а также операции по счетам.

В конце аудиторской проверки импортных операций осуществляется обобщение результатов проверки, составляется отчет аудитора и предоставляется информация аудируемому лицу.

Для обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования ВЭД при контроле таможенной стоимости предлагается использовать методы таможенного аудита (постаудита). Его основной задачей является ускорение таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности, сокращение потери от издержек при таможенном оформлении, так как данная проверка проводится после выпуска товара, а не при таможенном оформлении.

. Выявление проблемы занижения таможенной стоимости материальных ценностей показало, что это одна из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты таможенных платежей. Вопрос финансовых потерь является весьма актуальным для российского государства, бюджет которого формируется преимущественного за счет таможенных и налоговых поступлений. В результате декларирования товаров по заниженным ценам на внутреннем рынке страны создается дисбаланс между дешевыми импортными товарами и дорогими товарами отечественного производства. Социальное последствие от занижения таможенной стоимости проявляется в коррумпированности должностных лиц таможенных и других контролирующих органов.

В последнее время наблюдается снижение доли нерегистрируемого импорта. Причинами этого можно назвать вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, либеральную тарифная политику, направленную на «обнуление» и снижение ставок таможенного тарифа, внедрение в практику работы таможенных органов системы управления рисками, весовое ограничение беспошлинного провоза товаров для личных целей и др.

Системными мерами в эффективной борьбе с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием, являются реализация следующих мероприятий: 1) внедрение технологии предварительного информирования между таможенными органами о стоимости товаров риска; 2) создание системы контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, основанной на методах аудита и анализа рисков недостоверного декларирования; 3) автоматизация процедур контроля таможенной стоимости в процессе таможенного оформления с применением принципа выборочного контроля; 4) создание информационной базы данных цен на наиболее налогоемкие товары; 5) создание института, содействующего ускорению и повышению эффективности контроля таможенной стоимости на этапах предварительного и последующего контроля - института уполномоченных экономических операторов на основе оценки критериев их законопослушности; 6) организация тесного взаимодействия таможенных органов с налоговыми и другими контролирующими органами при проведении совместных проверочных мероприятий; 7) повышение качества аналитической работы таможенных органов по изучению обстоятельств и условий внешнеторговых сделок на предмет наличия факторов, влияющих на «искусственное» занижение цен товаров.

таможенный стоимость аудит импортный


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе»

2.Приказ Минфина РФ от 9.06.2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»

3.Решение Комиссии ТС от 20 сент. 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»

.Таможенный кодекс Таможенного Союза

.ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ

.Виханский, О.С. Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

.Зырянова, Т.В. Теоретические аспекты учета и применения методов аудита при контроле таможенной стоимости ввезенного товара/ Т.В. Зырянова, А.А. Аракелян// Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 40.

.Смитиенко, Е. Борьба с занижением таможенной стоимости товаров/ Е. Смитиенко// Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 4. - С. 45-53.

.Хамидуллина, Г.И. Учет резервов под снижение стоимости товарно-материальных ценностей/ Г.И. Хамидуллина// Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. - 2011. - № 1. - С. 48-55.

.Ходырева, О.И. Методы и приемы аудита импортных операций/ О.И. Ходырева, Н.А. Лытнева// Научные записки Орел ГИЭТ. - 2011. - № 2. С. 82-86.